Васильева Л В
Конспект НОД «Бумага и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.
Задачи: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря : шероховатый, глянцевый, калька, копировальная бумага, колорит и др.
Публикация «Конспект НОД „Бумага и ее свойства“» размещена в разделах
Материалы и оборудование : Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкости с водой, индивидуальные салфетки, краски акварельные и рабочие места для творчества.
ХОД:
1. Организационный момент (детям предложено на ковре построиться в круг)
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Бумага - материал, с которым мы чаще всего будем работать на занятиях. Сегодня вы узнаете о том, что это за материал, как его изготавливают. Обратимся к истории бумаги. На чем люди рисовали раньше и чем? Острым камнем на другом камне, палочкой на песке, земле. Зачем люди рисовали? Так люди передавали сообщения.
Позднее научились изготавливать бумагу. Бумагу изобрели в Китае человек по имени Цай Лунь. Постепенно появились бумажные фабрики. Из чего изготавливают бумагу? Делают бумагу преимущественно из древесины, Срубленные деревья сплавляют к бумажным фабрикам по рекам. Бревна распиливают, измельчают на мелкие кусочки. Чтобы бумага была плотной, непрозрачной, в массу добавляют клей и различные вещества (глину, краски, затем из массы удаляется вода. Образуется бумажное плотно, которое прессуется, просушивается, скатывается в рулоны, нарезается определенным форматом.
Воспитатель: Бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. В основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь.
Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Физминутка
Выполняем упражненье
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Воспитатель: А для чего мне эта бумага?
Дети: На бумаге можно рисовать.
Воспитатель: А чем можно на ней рисовать?
Дети: Карандашами, красками.
Воспитатель: А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? А почему не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт?
Воспитатель: Правильно, ребята. Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим.
№1 схема «Бумага мнется»
Восп-ль:-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? (+, - полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги. (+,-)
№2, схема «Рваная бумага».
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .
№3, схема «Ножницы».
Опыт 3 "Бумага режется"
-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)
№4, схема «капля воды».
Опыт 4 "Бумага намокает"
Восп-ль:Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)
№ 5, схема «нота».
Опыт №7 "Бумага издает звук"
Восп-ль:-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод при смятии, трении- бумага издает звук. (+)
№6, схема «ветер».
Опыт №8 "Бумага летает"
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?
№9, схема спички перечеркнуто.
Опыт №9 "Бумага горит "
Восп-ль:- Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы. - Правильно, бумага загорится.
-А это - очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
№10, схема с сюрпризом (творческий этап).
Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем для Аристотеля и Тюк – Тюка подарки. Предлагаю превратить листы бумаги в поделку (оригами).
Рефлексия.
Отношение детей к деятельности.
Восп-ль:-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
1. Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумага можно резать.
4. Бумага намокает.
5. Бумага впитывает масло.
6. При смятии бумага издает звук.
7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
8. Летает.
9. Бумага горит.
10. Из бумаги можно делать поделки.
Восп-ль:- Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои самолетики и полетели (Дети кружатся под музыку на ковре, изображая полет). Вот мы и вернулись в свою группу.
Самоанализ
Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
В ходе реализации экспериментальной деятельности в старшей группе, дети познакомились с практической работой в лаборатории и всегда с оживлением реагируют на подобные занятия. Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т. д. По итогам исследований заносили данные в таблицу о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.
На основании проведённой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода - детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.