Наталья Тютюнникова
Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы «Морозные узоры красавицы зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели: закрепить представление детей о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря (зима, снег, снежинка, хлопья, кружка, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный; завывать, заметать, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова, закрепление знаний о предложении, составление предложений из заданных слов).
Публикация «Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы „Морозные узоры красавицы зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели : развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, воображения, тонкой, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением, ориентацию в пространстве, силу голоса, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: снежинки, снежинки половинки, игра «Остуди чай», мелодия звука «Вьюга», мелодия для релаксации, рукавички, сундук, картинка-пазлы, схема с частями снеговика, разносы с манкой по количеству детей.
Предварительная работа: прогулка в парк с родителями, наблюдение за зимними изменениями в природе. Заучивание примет о зиме, стихотворений, пальчиковой гимнастики «Снежинка». Чтение рассказов о зиме.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Создание эмоционально положительного фона занятия. Объявление темы).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Доброе утро солнышко лучистое,
Доброе утро речка чистая,
Доброе утро всем гостям, доброе утро всем нам.
Воспитатель: Как же сегодня холодно на улице, может согреемся и скажем теплые слова друг другу (эмоциональная разминка).
Логопед: Ребята, отгадайте загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.
После осени пришла, да сугробы намела. (зима).
II. Основная часть.
(Совершенствование грамматического строя речи – образование однокоренных слов).
Логопед: Молодцы, сегодня мы будем разговаривать с вами о зиме и ее приметах.
Логопед: Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Дети: Снегопад.
Логопед: Какую бабу лепят из снега?
Дети: Снежную.
Логопед: Как зовут внучку Деда Мороза?
Дети: Снегурочка.
Логопед: Как называются первые цветы, которые появляются из-под снега?
Дети: Подснежники.
Логопед: Каким станет парк, если его занесет снегом?
Дети: Заснеженным.
Логопед: Правильно. А теперь подумайте, от какого слова образованы слова – снегопад, снежная, Снегурочка, подснежники, заснеженный?
Дети: Снег.
Логопед: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Дети: Снеговик, снежинка, снежок.
Воспитатель: (Звучит аудиозапись вьюги)
Ребята, закройте глаза и представьте зимнее утро.
Воспитатель: (Проблемная ситуация)
Все замело снегом, все дороги, как же нам добраться домой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а какие поговорки о зиме вы знаете?
Дети:
1. Больше снега, больше хлеба.
2. Зима лодыря морозит.
3. Лед сильно трещит, будет мороз.
4. В зимний холод всякий молод.
5. Если зимой тепло – летом холодно.
6. Зима не лето, в меха одета.
7. Зиме и лету никак союзу нету.
8. Новый год – к весне поворот.
9. Первый снег за 40 дней до зимы выпадает.
10. Перед холодом зима яркая.
11. Снег идет хлопьями к хорошему урожаю.
12. Сильно блестят зимой звезды – к морозу.
Логопед: Какой снег идет, поиграем с ним?
Пальчиковая гимнастика Н. В. Нищевой «Снежинка» (координация речи с движением, развитием общих речевых навыков).
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Пальчиками по очереди, начиная с
указательного, ритмично бьём по ладони
правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Тоже по ладони левой руки)
Но где же снежинки? (Сжать кулаки)
В ладонях вода. (Разжать кулаки)
Куда исчезли снежинки? Куда? (Сжать кулаки и разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи, (Мелкие потряхивания
Как видно ладошки мои горячи… расслабленными ладонями)
Логопед: Что-то снежинки заморозили ручки, давайте погреем их волшебными рукавичками.
Игра «Волшебные рукавички» (развитие тактильной чувствительности, совершенствование тактильного восприятия. Одна рукавичка – мягкая, другая – колючая).
Логопед: Какие рукавички на ощупь внутри?
Дети: мягкая, пушистая, воздушная, приятная, теплая;
твердая, колючая, шершавая, грубая.
Логопед: Рукавички у нас волшебные, если наполнить рукавичку добрыми словами, то она тоже станет мягкой, попробуем?
Игра «Скажи наоборот» (развитие лексического состава языка, употребление антонимов)
Логопед:Злой – добрый, грубый – нежный, ленивый – трудолюбивый, лживый – правдивый.
Логопед: Потрогайте рукавичку теперь. Она стала мягкой, нежной, теплой.
Воспитатель: Снежинки кружились и сугробы намели, а под сугробом сундук, как вы думаете, что в нем?
(Ответы детей. Воспитатель открывает сундук, а так пазлы)
Воспитатель: Ребята, сундук волшебный и отдаст нам пазлы в том случае, если мы выполним его задания. Я буду задавать вам вопросы, но отвечать «да» нельзя.
Игра «Назови» (развитие диалоговой речи).
- Зимой жарко? (холодно)
- Медведи белыми бывают? (бывают)
- Заяц зимой серый? (белый)
- Зимой опадают листья? (зимой идет снег)
- А птицы прилетели? (улетели в теплые края)
- Зимой три месяца (декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: Молодцы, а теперь соберите картинку из пазлов, что на ней изображено?
Игра «Пазлы» (развитие зрительного тозиса, конструктивногго праксиса, мышления, тонкой моторики)
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картинку и запомните ее, а теперь другая картинка, что изменилось? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а давайте поиграем с вами в игру. Вы будете петьзвук «у», то тихо, то громко, в зависимости от того. Как я буду поднимать или опускать руку.
Упражнение «Вьюга» (развитие силы голоса).
Воспитатель: А как можно назвать по-другому вьюгу? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: После вьюги сколько сугробов, можно покататься на саночках. (развитие артикуляционной моторики)
Поднимаем язычок вверх и опускаем вниз, будто катаемся с горки
Как же холодно зимой, горячий чай нас согреет.
Ты чай душистый любишь пить?
Его сначала нужно остудить.
Дыхательная гимнастика «Остуди чай» (формирование направленной воздушной струи).
Логопед:А чай можно пить с «вкусным вареньем» (облизывание языком медленно верхней, затем нижней губы, совершая круговые движения языком).
Мы варенье смаковали,
Потом губы облизали.
Логопед: Посмотрите, сколько снежинок вьюга намела, а почему снежинки половинками? Ребята, помогите найти пару снежинке.
Игра «Снежинка-половинка» (совершенствование слоговой структуры слова, трехсложные слова, произнесение предложений с трехсложными словами). (Дети ищут половинки).
Логопед: Ребята, какой звук живет в начале слова снежинка, сосулька, санки, снеговик?
Дети: звук «с» (развитие фонематических представлений, определение места звука в слове)
Логопед:Почему он согласный?
Дети: Твердый, не поется, воздух холодный.
Логопед:А в каком положении мы его произносим?
Дети: Губы в «улыбке», зубы «заборчик»
Логопед: Посмотрите, зима еще одно задание приготовила (вывешивается схема с частями снеговика). Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все части?
Дети: Снеговик.
Логопед:Почему вы так думаете? Давайте еще раз четко произнести это слово по слогам и прохлопаем его.
Дети: Сне-го-вик.
Логопед:Сколько слогов в этом слове?
Дети: Три.
Воспитатель: А давайте поиграем с вами в игру «Слова-предложения» (на слова дети руки вперед, на предложения – руки в стороны.
Снег. На земле лежит снег. Небо светлое, чистое, высокое. Деревья. Деревья голые, заснеженные. Мороз. Мороз рисует на окнах узоры.
Воспитатель: Ребята, а зима она какая?
Дети: Снежная, морозная, белая, холодная, красивая.
Логопед: Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на столах, закройте снежинками те поля, которые не имеют отношения к зиме. (Закрывают)
Воспитатель: Музыкальная минутка. Давайте с вами закроем глаза, дышится нам легко, ровно, глубоко. Отдыхают наши ручки, ножки, глазки. Представьте как мороз рисует узоры на окнах. (совершенствование умения эмоционально передавать характер мелодии, развитие слухового внимания)
Воспитатель: А теперь, давайте перенесем эти узоры на наши с вами окна. Работаем аккуратно, не спеша.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались на нашем занятии?
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Молодцы, за то, что вы хорошо работали зима угостила вас своими сугробами (белый зефир).