Мария Манина
Конспект беседы с детьми «Осторожно: ядовитые растения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с ядовитыми растениями;
дать представление об опасности, исходящей от ядовитых растений (обонятельная, тактильная, пищевая);
учить различать ядовитые растения.
Развивающие:
развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром;
развивать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и здоровье;
развивать наблюдательность в природе.
Воспитательные:
Публикация «Конспект беседы с детьми „Осторожно: ядовитые растения!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Ядовитые грибы и растения
- Темочки
воспитывать любовь к природе;
воспитывать у детей бережное отношение ко всем растениям.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, презентация к занятию, конверты с загадками, иллюстрации растений (ландыш, волчья ягода, вороний глаз, белладонна, лютик, болиголов, дурман, белена, борщевик).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, что мы представляем, когда говорим о природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, природа - это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы. Это все, что нас окружает, что не создано руками человека.
(Слайд 2).
Сегодня мы с вами отправимся в небольшую экспедицию. Как вы понимаете это слово?
(Слайд 3).
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Экспедиция - это поездка, поход группы лиц с какой-нибудь специальной целью, специальным заданием. А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовём мы их… (растения).
2. Основная часть. Рассказ педагога с элементами беседы.
Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. С древнейших времён человек употреблял растения в пищу, изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды. Сначала он был знаком только с дикорастущими видами, но со временем начал специально отбирать и возделывать некоторые из них, создавая культурные формы.
Мир растений прекрасен и разнообразен. Науке известно более 500 тысяч видов. Одни растения отличаются огромными размерами, другие видны только при сильном увеличении. Одни имеют сложнейшее строение, другие просты и состоят всего из одной клетки. У одних роскошная окраска, другие – бесцветны. Одни живут на суше, другие обитают в воде.
А с какими растениями вы знакомы, дети? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений. И сначала, мы отправимся в лес.
Сосны, елки, березы, клены
Это лес - наш друг зеленый
Добрый друг, шумит, поет.
И в прохладную тень зовет.
(Слайд 4).
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Где же нам их искать? Я вижу подсказку.
Воспитатель открывает конверт, в котором лежат листы с загадками, читает их, дети отгадывают. Отгадки сопровождаются просмотром презентации.
Воспитатель: О! В конверте - загадки. Послушайте, пожалуйста, первую загадку.
Цветёт он майскою порой,
Его найдё шь в тени лесной:
На стебельке, как бусы вряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)
(Слайд 5).
Ландыш для человека считается высокотоксичным. Все части растения ядовиты. При отравлении растением, снижается четкость зрения, появляется головная боль.
Следующая загадка:
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет. (волчья ягода — крушина)
(Слайд 6).
Как думаете, что же это за ягоды такие «бешеные»? В народе их называют волчьи ягоды. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна считались коварными, жестокими и злыми. Красивые ягоды, но смертельно опасны. Во всех частях растения содержится яд. При отравлении появляются: рвота, боль в животе, понос, повышенное слюноотделение.
Следующая загадка леса:
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи – ягода
Да сильный яд во мне. (вороний глаз)
(Слайд 7).
Что за странная ягода, похожа на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?
Дети: Бусину, пуговку, на глаз птицы.
Воспитатель: Это растение называется «вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.
Легенда о вороньем глазе.
По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок.
У этого растения очень ядовиты корневища и ягоды. При отравлении появляется рвота, колики, понос, судороги и головокружения, становится трудно дышать.
Следующая загадка:
Говорят, будто «дама прекрасная».
Красотою растение славится.
Только очень «красавка» опасная,
Есть нельзя, кто возьмёт, тот отравится.
Враз одурманит изощрённо
И красотой, и ядом… (белладонна или красавка).
(Слайд 8).
У этого растения особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Вызывает сильнейшее отравление.
Загадки леса закончились. Нравится вам наш поход?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде чем продолжить наш путь, сделаем привал. Пусть отдохнут наши глаза, а поработают руки и ноги.
Физкультурная минутка «Лес».
(Слайд 9).
В круг сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы все, детишки!
Замедляем дети шаг,
И на месте стой! Вот так.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Продолжаем наш поход. Куда нас завела лесная тропинка? На луг!
Посмотри-ка ты, дружок
На зелёненький лужок!
Посмотри, какой ковёр
Перед нами распростёр!
(Слайд 10).
Дети, и лужок для вас
Загадки свои припас.
Где же нам их искать? Я снова вижу подсказку.
Воспитатель открывает конверт, в котором лежат листы с загадками, читает их, дети отгадывают. Отгадки сопровождаются просмотром презентации.
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, загадки луга.
Или вправду верят люди,
Или делают лишь вид,
Говоря, что лютик лютый,
Говоря, что ядовит.
Огорчённо никнет лютик,
Разливая жёлтый свет –
С давних пор поныне люди
Не берут его в букет.
(Слайд 11).
Ядовит сок лютиков, который вызывает сильнейшее раздражение слизистой рта, горла, носа. Лютик является ядовитым только в свежем виде. При высушивании ядовитые вещества его разрушаются.
Что ж, лютик, мы не берем тебя с собой!
Следующая загадка:
Вышли дети на поляну,
Там высокий рос укроп.
Ты не тронь его руками –
Это страшный. (болиголов).
(Слайд 12).
Болиголов - самое распространенное ядовитое растение. Ядовитые вещества, которые он содержит, действуют вредно на нервную систему.
Следующая загадка:
Он большой, даже огромный,
Почти до метра в высоту.
Ведёт себя совсем нескромно
И нагоняет дурноту.
Белые цветы красивы,
Только всё это обман,
Ядовит он. Сделав вывод,
Обходите стороной … (дурман).
(Слайд 13).
Это растение еще называют «колючим огурчиком» или «колючим яблоком», потому что его круглые плоды покрыты многочисленными колючками. Это средство защиты от поедания животными. Все части растения ядовитые. При отравлении дурманом, наступает нервное возбуждение, влекущее за собой психическое расстройство.
Следующая загадка:
Грязно-белые цветки
До краёв с отравой чёрной.
Яд её – не пустяки,
Смертелен он, бесспорно.
Есть её нельзя, страшна
И опасна … (белена).
(Слайд 14).
Белена черная - широко распространенный сорняк, сильно ядовитый.
Следующая загадка:
Это - гигант дикорастущий,
Не приближайся к его кущам.
Листьями, соком, цветами и даже пыльцой
Очень опасен – ты рядом не стой.
Любезничать ни с кем он не привык,
Во всём опасен очень … (борщевик).
(Слайд 15).
Это растение - его и в руки брать опасно! Он оставляет ожоги на теле. капля сока вызывает сильнейший ожог на коже, сопровождающий сильной болью, волдырями.
Вот и подошел к концу наш поход в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.
Называйте растения, которые вы запомнили.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе?
Ответы детей.
Воспитатель: Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово, какое?
Дети: Ядовитый.
Воспитатель: Значит, что можно сказать про эти растения?
Дети: Ядовитые растения.
Воспитатель: Правильно, эти растения содержат яды смертельно опасные для жизни человека.
Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать. Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.
Дети формулируют правила.
(Слайд 16).
Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения.
Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь.
Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.
Что мы должны сделать, если контакт с ядовитым растением состоялся?
Дети: Вымыть руки, прополоскать рот, прочистить желудок, вызвать скорую помощь или самим обратиться к врачу.
3. Итог занятия.
Воспитатель: О каких растениях сегодня говорили?
Почему их так называют?
Какой вред приносят человеку?
Назовите, какие ядовитые растения вы сегодня узнали?