Алвита Папикян
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей в старшей группе «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию детей через познавательно - исследовательскую деятельность в старшей группе с использованием технологий:
- игровых
- детское экспериментирование
- информационно - коммуникативных
- здоровьесберегающих
«Деревья»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 21
Скворцова Оксана Николаевна
пос. Новопокровский
2015год
Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей в старшей группе „Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
ТЕМА: "Деревья"
ЦЕЛИ: познавательные :
- закрепить с детьми умение распознавать лист и плод определенного дерева;
- уточнить знания детей о форме кроны дерева;
- познакомить с методом определения возраста дерева по кольцам на спиле;
- используя ТРИЗ установить, почему лист ели не перемещается по воздуху так, как лист лиственного растения;
- уточнить знания детей о пользе деревьев.
Речевые :
- развивать связную речь;
- обращать внимание на звуковую культуру речи (отчетливо и внятно произносить звуки р ш в скороговорках)
- активизировать словарь детей (крона, березовая роща, дубрава);
- учить подбирать прилагательные к существительным, отвечая на вопрос: Какая?;
- воспитывать нравственные качества (отзывчивость, доброту, сочувствие).
Оборудование:
- листья березы, клена, дуба, каштана;
- карточки для игры "Кто с дубом дружит";
- разрезная картинка "Осень";
- спилы деревьев, увеличительные стекла;
- модули деревьев к занятию : береза, каштан, клен, дуб, рябина, липа, ель;
- веточки ели, листья березы;
- игровизор "Деревья, листья, плоды";
-мультимедийное оборудование;
- большие листья для игры;
- магнитная доска, магниты;
- корзинка.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в группу.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.
(Здравствуйте).
(Под ногами, больше около окна рассыпаны листья: дубовые, березовые, кленовые, каштановые).
- Ой, ребята, посмотрите, какой беспорядок. Я открывала окно, чтобы проветрить группу, а тут теперь…
- Как эти листья сюда попали? (Ветер принес в окно).
- Давайте их соберем.
(Дети собирают. На одном листке прикреплена записка).
- Дети, я догадалась, кто это написал, а вы узнаете, отгадав загадку: Лето приближается –
Сразу одевается.
Только осень наступает –
Раздеваться начинает.
А зимой, - ну что за вид!
Все раздетое стоит! (Дерево).
- Правильно, это записка от деревьев. Прочитаем, что здесь написано? Ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на листочки пестрые подул, подул, подул.
- Покажем, как это случилось.
- Вот трудная задача, поможем листьям вернуться к их деревьям? (Да). Кладем листья в корзинку.
1. Дети, чтобы нам отправиться в путешествие, встанем в круг и произнесем такие слова:
1, 2, 3, 4, 5 - загибаем пальчики левой руки
Будем (выставляются два кулака)
С листьями (ладони на ребро)
Играть (показать две ладони)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя, загибаем пальчики правой руки
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем (два кулака)
И в лес осенний (ладони на ребро)
Их отнесем (показать две ладони).
Дети строятся за воспитателем и шагают змейкой по группе :
Ша-ша-ша- мы шагаем неспеша;
Шо-шо-шо – это очень хорошо;
Ши-ши-ши – эй последний, поспеши.
2. Ребята, вот и первая преграда на нашем пути. Нужно правильно собрать разрезную картинку. Если сложить правильно, получиться то время года, которое у нас сейчас, что должно получиться? (Осень).
Скажем вместе со мной:
Ре-ре, ре-ре-ре!
Уже осень на дворе.
Ра-ра-ра, ра-ра!
Льет холодный дождь с утра.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры!
Песни птичьи не слышны.
Дети, давайте вспомним народные приметы осени:
- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко – зима будет поздней.
- Если листья с дуба опадают дружно – зима будет мягкая, не все сразу – суровая.
- В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
- Поздний листопад – к суровой, долгой зиме.
- Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму. Молодцы!
Пойдем дальше. Дети с воспитателем идут по группе под речевку.
3. Дети, посмотрите, сколько деревьев вокруг. Давайте их изобразим:
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер срывает листву.
Дети, как узнать, сколько лет вот этому высокому дереву?
Как определить возраст деревьев (по кольцам на спиле дерева).
Ребята, недавно у нас был сильный ураган, много деревьев сломалось, теперь на их месте нужно будет посадить новые, а мы попробуем определить их возраст. (Дети берут спилы и увеличительные стекла и определяют возраст деревьев).
4. Дети, почему говорят, что деревья наши друзья?
(Чистый воздух, красота).
А что люди делают из дерева? (Дома, мебель, посуду, игрушки и т. д.).
Воспитатель: С глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын – сажали дуб, если дочь – сосну или березу. У каждого народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.
Давайте отдохнем, поиграем с вами в игру.
Игра "Кто с дубом дружит?". (Дети выбирают карточки белки, сойки, дубовый лист, желудь, кабан и т. д.)
Идем по группе под речевку.
5. Ребята. Вот мы и пришли. Деревья стоят, а листьев на них нет.
Дети, как можно узнать дерево, если на нем нет листьев? (По кроне).
В нашей "Копилке трудных слов" Есть слово "крона", что оно значит? (расположение веток на дереве).
Ребята, как называется роща из берез? (березовая).
Аллея из каштанов? (каштановая). Правильно, скажем вместе.
Как называется лес из дубов (дубрава).
Дети, дерево "ель" есть. А его листочек к нам не прилетел. Почему? (Варианты ответов детей).
Поставьте ладошки и сравните лист березы и еловую лапку.
(Лист березы легче, занимает большую поверхность, лист ели изменен в форме иголок, тяжелый, поэтому не летит). Давайте подуем, как ветер.
Ребята, а на земле под деревьями тоже можно найти что-то интересное. Давайте поищем. (Дети находят семена и плоды деревьев). Выкладываем находки на тарелку, называя их.
6. Ребята, смотрите у нас под деревом что-то лежит, давайте посмотрим. (Это еще одно задание).
Проводится игра «Что чему принадлежит»(к деревьям нужно подобрать листики и плоды).
Ребята, вы хорошо справились с заданием, деревья благодарны вам, что вы вернули им их листочки и плоды.
7. А нам пора отправляться в детский сад.
Звучит музыка. Игра с листьями. Детям вкладываются листья в руки, стоят в кругу.
"Эй, осенние цветы,
Листья дивной красоты.
Обернитесь, покружитесь
И в букеты соберитесь. "
(Дети объединяются в "букеты". Танцуют под музыку).
8. А вот мы и в детском садике. И гости наши нас уже заждались.
Литература:
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
Т. М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей»
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Е. Е. Крашенников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»
М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
С. Н. Николаева «Юный эколог»
А. Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей»