Татьяна Милютина
Конспект занятия (НОД) по познавательному развитию «Экскурсия. «Для чего нужны деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: 1 занятие (25 мин).
Аннотация: В данном конспекте непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в форме экскурсии по территории детского сада предложен методический материал для систематизации у детей старшего дошкольного возраста представлений о деревья как о части экосистемы родного края. Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей (умение договариваться, размышлять, делать выводы).
Публикация «Конспект занятия (НОД) по познавательному развитию „Экскурсия, „Для чего нужны деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Цель – формировать элементарные экологические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, систематизировать представления о деревьях родного края.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Расширять и уточнять представления о деревьях (название, внешний вид, условия для роста, польза для животных, человека). Закрепить умения узнавать и называть дерево по листьям, коре.
Коррекционно-развивающие задачи : Активизировать словарный запас по теме «Деревья» (береза, березовый, липа, рябиновая, белая, гладкая, тонкая и тд.) Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже (рябиновые листья, употреблении распространенных предложений
Воспитательные задачи: Учить детей внимательно слушать педагога и сверстников. Развивать у детей чувство прекрасного, умение радоваться, получать положительные эмоции от общения с героем, сверстниками, от встречи с живой природой - деревьями. Воспитывать экологическое самосознание, бережное отношение к живой природе.
Материалы и оборудования для проведения экскурсии :
1. Маскарадный костюм Карлсона,
2. Бубен.
3. Фотографии с разными видами коры и листьев деревьев.
4. Букеты осенних листьев.
Методические приемы:
1. Организационный момент: Приход игрового персонажа Карлсона.
2. Рассматривание деревьев (липа, рябина, береза)
Дидактические игры:
1. «Назови и покажи части дерева»
2. «Назови дерево»
3. «Угадай дерево по коре/листьям»
4 Игра на общую моторику:
«Пляска с листиками».
5. Речевая игра «Посчитай до пяти»
Предшествующая работа:
1. Чтение рассказов об осени И. С. Соколов «Осень», «Листопадничек»
И. Н. Сладков «Осень в лесу», И. С. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
2. Заучивание стихов о деревьях : березе, липе, рябине.
Заучивание стихов к подвижной игре, игре на общую моторику, считалки.
3. Рассматривание картин русских художников: И. Левитан «Золотая осень», Е. Лушпин «Сказочные сюжеты», И. Э. Грабарь «Осень. Рябина. Березы».
4. Рассматривание картин, иллюстраций об осени, деревьях.
Ход экскурсии
1. Организационный момент. (В группе).
Приход Карлсона (педагог в костюме Карлсона)
Карлсон: Ой, как у вас весело, тепло и чисто (с грустью). А у меня на крыше, холодно, дует сильный ветер. А деревья сбросили свою листву на крышу моего дома. Дождик лил все ночь и теперь на крыше лужи. Поэтому я не люблю деревья и дождь.
Воспитатель: Что ты, Карлсон! Как же можно так говорить про деревья и дождь! Разве ты не знаешь, что деревья очищают воздух и защищают нас от сильных ветров. А благодаря дождевой воде все растения растут, цветут и дают плоды. Ты, наверно, просто не задумывался о том, как в природе все взаимосвязано.
Карлсон: Ой, вы так интересно рассказываете! Я еще хочу что-нибудь узнать.
Воспитатель: Мы собираемся на прогулку. Пойдем с нами? Как раз сегодня мы познакомимся со всеми деревьями на участках детского сада.
Карлсон: Это просто замечательно! Я только возьму с собой фотоаппарат, чтобы все деревья сфотографировать и лучше запомнить.
(Дети одеваются в раздевальной комнате, затем вместе с героем выходят на улицу, на территорию детского сада.)
2. Рассматривание липы.
1)Чтение стихотворения о липе ребенком.
От простуды и от гриппа
Дарит нам цветочки липа.
2). Д/игра «Назови и покажи части дерева».
Воспитатель: Ребята, Карлсон, какие части дерева вы знаете? Кто сможет показать ствол? (какой он, корни? (где они? почему) и тд.
3. Рассматривание рябины.
1) Чтение стихотворения о рябине ребенком.
Я нарядная рябинка
На моих плечах косынка
Бусы яркие, как огонь
Только их пока не тронь.
Мои бусы украшение
И для птичек угощение. (И. Винокуров)
2) Д/игра «Назови дерево»
Как называются листья? Рябиновые.
Как называются плоды на рябине? Ягоды.
Воспитатель задает детям вопросы: Кто любит лакомится ягодами рябины? Что может случится с деревом, если долго не будет дождей? Какие еще условия нужны рябине для роста? Чем полезна рябина для человека?
4. Игра «Пляска с листиками»
Карлсон: Дети, а повеселиться хотите? Предлагаю со мной потанцевать.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош
Где такой еще найдешь?
Без конца и без начала
Танцевать под ним я стала.
Спляшем вместе мы друзья
Дождь из листиков и я.
Дети берут в руки букеты листьев. В руках у Карлсона бубен, дети пляшут.
Воспитатель: Карлсон, а как же называется дождь из листиков?
Дети подсказывают: Листопад.
Карлсон: какое красивое слово – листопад! А зачем листья падают?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята, так деревья готовятся к холодной зиме, с наступлением заморозков сбрасывают листву и как будто засыпают.
5. Рассматривание березы.
1. Чтение стихотворения о березе ребенком.
Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышко в осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход.
2. Вопросы к детям: чем береза очень отличается от других деревьев? (стволом, какого цвета осенняя листва березы? что такое «березовый сок»? какого
6. Речевая игра «Посчитай до пяти» (согласование существительного с числительным).
Воспитатель предлагает детям по очереди посчитать деревья на участке.
Одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез.
7. Дидактическая игра «Угадай дерево по коре/ по листочку»
Карлсон: Достает из сумки фотографии коры деревьев. «Мне очень понравилось фотографировать деревья. Я хочу загадать вам фотозагадки! Как вы думаете, что на фотографии? Правильно это кора деревьев и листья.
Карлсон раздает детям фотографию и предлагает отыскать нужное дерево.
8. Рефлексия
Воспитатель: Какие интересные фотозагадки придумал Карлсон! Нам пора возвращаться в группу. Карлсон, тебе понравилась наша прогулка? Что нового ты сегодня узнал? А вам, ребята, что запомнилось?
Ответы детей.
Карлсон: Спасибо, ребята, я понял, что очень мало знаю о деревьях. Они такие разные и важные. И про дождик я тоже все понял! Дождик очень нужен, и нельзя на него обижаться. Надо просто брать с собой зонтик!
Воспитатель: Совершенно верно, Карлсон! Приходи к нам снова. В следующий раз мы узнаем из какого дерева в старину ложки вырезали, а из какого веники для бани вязали.