Светлана Маркеева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие утенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление: Познавательное развитие.
Группа вторая младшая
Воспитатель: Маркеева С. Я. 1 квалификационная категория.
Тема: Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора.
Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воды и песка посредством экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие утенка“» размещена в разделах
1. Сформировать представления об основных свойствах воды, песка. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, излагать свои мысли.
2. Развивать у детей познавательную активность, любознательность в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать инициативу, самостоятельность детей. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Предметно – развивающая среда: презентация, сухой бассейн с водой, лотки с песком сухим, пасочки, лейки, сочки на каждого ребёнка, салфетки,, прутики, листики, баночки, пакетики, вентилятор, музыкальная фонограмма.
Ход.
1. Мотивационно – целевой этап.
Задача: Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Воспитатель: Ребята, когда я была маленькой, мама часто рассказывала мне одну очень интересную сказку. (Звучат звуки природы, на экране картинка птичьего двора).
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он убежал от мамы - утки пошел открывать мир.
2. Целеполагание
Задача: Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения.
Виды деятельности: коммуникативная.
Как вы думаете, опасно ли одному путешествовать? А как мы можем уберечь утёнка от опасностей и вернуть его к маме – утке? Как можно это сделать?
3. Выдвижение гипотезы.
Задача: Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предложения.
Виды деятельности: коммуникативная.
Ребята, я поддерживаю ваше желание и отправляюсь с вами за утёнком.
4. Планирование деятельности по проверке гипотезы.
Задача: Сформировать представления об основных свойствах воды, бумаги, песка.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская.
Звучат звуки природы «Восход солнца»
Выйдя за забор, утенок побежал, бежал он бежал и подбежал к … (водоёму). Пока утёнок бежал, ему стало жарко и он захотел искупаться. Но что это? Водоём очень грязный. В такой грязной водоёме нельзя купаться. Наверное, здесь отдыхали туристы и набросали много мусора.
- А можем ли мы как- то помочь утёнку, чтобы он искупался в водоёме? (убираем сочками прутики, листики, баночки, пакетики)
Вот теперь наш водоём чистый, благодаря вам, вы молодцы.
Вывод: воду нужно беречь, нельзя бросать мусор.
5. Осуществление эксперимента.
Задача: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Развивать у детей интерес и конкретные представления о воде, песке и их свойствах: через опытно – экспериментальную деятельность детей.
Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать простейшие выводы, излагать свои мысли.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.
Опыт 1 с водой.
Ребята, пока наш утёнок купается в воде, я хочу поиграть с водой? А вы?
Наберите в ладоши и вылейте воду, побрызгайте, поиграйте с водой.
Какая вода? (холодная, чистая)
Что можно сказать о воде? (льётся)
Возьмём бутылку и наберём в неё воду. Что делает вода?
Ребята, а как вы думаете, вода умеет петь?
( Фонограмма: звуки дождя в окно, ручеёк)
Вывод: Вода холодная, чистая, льётся, капает, булькает, звенит, журчит.
- Наш утёнок искупался и отправился дальше, бежал, он бежал и прибежал к песочнице. (на экране утёнок у песочнице) Подбежал к песочнице. (на столе ёмкости с сухим песком, дети подходят)
Опыт № 2 «Мокрый песок может удерживать любую форму, а сухой – нет».
Наш утенок взял формочки и решил нарисовать узоры на песке, но не знает как это сделать.
- Как мы можем помочь утёнку?
- Какие красивые рисунки у вас получаются! ( музыка: ветер- вентилятор)
- Слышите, какой сильный ветер подул? Посмотрите что произошло?
- Ребята, а вы сможете объяснить Утенку, почему пропадают рисунки?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок сухой, поэтому рисунки сдувает ветер.
- Правильно. Но утёнку хочется, чтобы его рисунки надолго оставались видны на песке.
- Как же ему помочь (лейками с пруда наливаем воду на песок)
- Приступаем! Расскажите, что вы делаете? И что получается?
- Давайте и мы попробуем на мокром песке порисовать.
- Подул ветерок…. ( музыка: ветер)
- И наши рисунки остались целы. (Дети вытирают руки влажными салфетками)
– Ребята, объясните Утенку почему так происходит?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: На мокром песке рисунки остаются, а на сухом нет, потому что, когда песок мокрый, он не сыпучий и может принимать любую форму, а сухой сыпучий.
- Правильно, ребята, какие вы у меня молодцы! Всё – всё знаете.
Утенок очень обрадовался чудесным открытиям, ему захотелось поскорее рассказать о своем путешествии маме-утке и своим братикам и он решил вернуться домой. Ребята, мы провожаем утёнка обратно к маме - утке (на экране мама с утёнком) У нас сегодня получилось увлекательное, интересное, познавательное путешествие. Я приду домой и расскажу о нашем путешествии своей младшей дочери, а кому бы вы рассказали о нашем путешествии?