Наталья Баюшева
План самообразования за 2015–2016 год в группе среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника средней возрастной группы».
Актуальность.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Публикация «План самообразования за 2015–2016 год в группе среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Цель: влияние театрализованной деятельности на развитие личности дошкольника
- создавать условия для всестороннего развития личности детей в театрализованной деятельности, взаимосвязи театральной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
- формировать умение выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом, развивать все стороны речи, общую и мелкую моторику
- развивать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, творческую самостоятельность в создании художественного образа; умение использовать в театрализованной деятельности разные виды театра.
Предполагаемый результат:
1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения
2. Передавать образ героя мимикой, жестами
3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения
4. Обладать умением работать в коллективе
Перспективный план работы с детьми 2015-2016 год
Месяц Тема Цель
Сентябрь Беседа «Здравствуй, театр!»
Театрализация по песне «Огородная – хороводная» Знакомить детей с волшебным миром театра.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Октябрь Мимика – «Подбери маску»
Жесты – этюды на выразительность жестов.
Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций»
Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.
Ноябрь Беседа «Разнообразие театров»
Инсценировка сказки «Теремок» Познакомить с многообразием кукольных театров.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Декабрь Пантомимика – игра «Кто как ходит»
Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства. Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.
Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.
Январь Этюды «Зеркало»
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Февраль Моделирование сказки «Три медведя»
Игры с разными видами театров «Придумай сказку». Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Март Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Апрель
Чтение стихов о весне.
Жесты – этюды на выразительность жестов
Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.
Работа над речевой выразительностью.
Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.
Май Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
Вывод:
Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс развития личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Диагностика
Мониторинг «Развитие театрализованной деятельности» (автор составитель Н. В. Додокина канд. пед. наук)
Таблица оценки уровня развития театрализованной деятельности у дошкольников 4-5 лет, в %
Уровни Мониторинг (автор составитель Н. В. Додокина канд. пед. наук)
Высокий 26%
Средний 52%
Низкий 22%
Результат исследования показал, что уровень развития театрализованной деятельности у дошкольников средней группы находится на среднем уровне 52%, высокий уровень составляет 26%, что недостаточно высок.
Представим таблицу результатов после проведения плана.
Уровни Мониторинг (автор составитель Н. В. Додокина канд. пед. наук)
Высокий 53%
Средний 39%
Низкий 8%
Результаты исследования по методике показывают, что уровень развития театрализованной деятельности у дошкольников 4-5 лет увеличился, высокий уровень составляет 53%, а низкий всего 8%.
Вывод: у детей участвующих в исследовании в начале года отмечается средний уровень развития театрализованной деятельности. После проведения мониторинга уровень развития театрализованной деятельности увеличился.
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Баровский А. И. Кукольный театр в деском саду, начальной школе и семье. – Издательский дом Цветной мир, М. : 2013Г.
3. Верещагина Т. В. Методическая разработка, Выявление развития ребёнка средствами театрализованной деятельности. - 2009г.
4. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
5. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
6. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Додокина Н. В. Моделирование театрализованной деятельности: Наглядное дидактическое пособие. – Изд. : Учитель г. Волгоград, 2016г
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
9. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
10. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.