Наталья Баюшева
Коноваловаа Н. А. План самообразования за 2014–2015 год в группе раннего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста».
Актуальность
Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
В работе с детьми раннего дошкольного возраста важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.
Публикация «Коноваловаа Н, А, План самообразования за 2014–2015 год в группе раннего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных целей.
Театрализованная деятельность развивает речь фантазию, художественно-образное восприятие, воображение. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения. Именно поэтому, театрализованная деятельность актуальна в настоящее время.
Цель.
• Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи.
• обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря
• формировать потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением
• побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними
• поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки
• Развивать умение сопереживать.
Предполагаемый результат:
- обогатили словарь детей
- сформировали потребность в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением
- ознакомили с куклами разнообразных театров
- научили сопереживать, эмоционально-положительно относиться к сверстниками, взрослым
Тема Месяц Форма работы
Чтение потешки «Наши уточки с утра»
Сентябрь Расширять активный словарь за счет звукоподражаний
Театрализованная игра «Солнышко-вёдрышко»
обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь
Чтение потешки «Пошёл котик на торжок»
Октябрь учить рассказывать потешку с помощью воспитателя.
Настольный театр «Козлятки и волк» Создание условий для двигательной активности детей.
Инсценировка «Еду, еду к бабе, к деду»
Ноябрь обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями
Театр мягкой игрушки «Кто в лесу живёт»
Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.
Знакомство с русской народной песенкой «Наша Маша маленька…»
Декабрь развивать речь, память, мышление.
Настольный театр «Ёлка в лесу у Деда Мороза» Совершенствование диалогической речи, формирование навыков монологической речи.
Инсценировка по стихотворению Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Январь ознакомить с произведением, учить добавлять слова, заканчивать фразы
Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто
совершенствовать умение понимать вопросы, учить различать птиц
Обыгрывание народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
Февраль Познакомить с песенкой, упражняться в произношении звукоподражаний
Настольный театр «Кто в домике живёт?»
Развивать умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон
Инсценировка «Ты, собачка, не лай…»
Март Способствовать формированию потребность в речевом общении с окружающими ребенка взрослыми.
Варежковый театр «Маша и медведь»
Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
Заучивание потешки «Курочка-рябушечка»
Апрель Совместное разыгрывание сценки
Теневой театр «Кто как кричит»
обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников
Настольный театр «Колобок»
Май воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему
Кукольный театр «Колобок» Просмотр сказки «Колобок»
Диагностика
Методика Исениной "Изучение понимания речи"
Подготовка исследования.
Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т. д., коробку и кубики.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.
1 Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
2. Ситуация - просят указать на называемый предмет;
3. Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
4. Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
5. Ситуация - просят дать называемый предмет;
б. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей);
7. Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.)
Обработка данных.
Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов :
1 раз - 2 балла;
2 раза - 1 балл (при выполнении задания, 0 баллов (при невыполнении задания);
более 2 раз - 0 баллов
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи; от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи; от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Сводная диагностическая таблица
уровня понимания речи детьми раннего возраста
Дата заполнения ___ Воспитатели: ___
№ Фамилия, имя ребенка С 1 С 2 С 3 С 4 С 5 С 6 С 7 Кол – во баллов
1
2
3
Диаграмма на начало года
На начало года уровень изучения понимания речи показал очень низкий результат. После проведения исследования на конец года были получены улучшенные результаты. На начало года высокий уровень составил 0 человек, а на конец года 14 человек. Проведённая методика улучшила уровень понимания речи.
Диаграмма на конец года
Вывод:
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Литература:
1 .Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
4. Веракса Н. Е, Комарова Т. С, Васильева М. А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2012
5. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
7. А. В. Щеткин Театральная деятельность в детском садуМ. ,» Мозаика-синтез»2010