Овчаренко Людмила
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Пояснительная записка
Родина. Отечество. В последние годы идёт переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в нравственно-патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, к родному краю, к родной природе, к малой Родине. Нравственно – патриотическое воспитание у дошкольников является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это любовь к своей семье, это любовь к родному городу, это любовь к родным местам, это гордость за свой родной город и свой родной край, это ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Воспитание патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к семье, к детскому саду, к родному городу, к родному краю и к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство детей с родным городом и краем, с историко-культурными, географическими и природными особенностями, формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, бабушке и дедушке. И родной дом, двор, где не раз гулял, и вид из окна комнаты, и детский сад, где ребёнок получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина! Сколько открытий делает ежедневно ребёнок. И хотя многие его впечатления ещё не осознаны, всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
В настоящее время данный проект актуален и особенно труден. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственно-патриотического воспитания не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей развивает особое внимание и чуткость к каждому ребёнку. Поэтому сегодня первоочередная задача – воспитать настоящего, достойного человека – гражданина России, через любовь к семье, к малой Родине, к своему городу, к родному краю.
«… любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так говорил академик Д. С. Лихачёв.
Цель: Развивать у детей чувство любви к семье, родному городу и родному краю, воспитания патриотизма при взаимодействии детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• Расширять представления детей о родном городе Каменск- Уральском (о семье, о доме, в котором живёт ребёнок, об улицах, на котором стоит родной дом и детский сад);
• Прививать детям интерес к малой родине (ближайший микрорайон);
• Прививая интерес к историческим, природным и культурным достопримечательностям родного города;
• Прививая бережное отношение к родной природе;
• Обогащать и активизировать словарный запас детей в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с тематическим планированием;
• Развивать у детей связную речь, выражая свои мысли и впечатления в форме небольших рассказов;
Срок реализации проекта : 1 год
Участники:
воспитанники;
педагог;
родители воспитанников
Принципы:
• Систематичность и взаимосвязь с тематическим планированием;
• Постепенность перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
• Дифференцированный подход;
• Индивидуальный подход
Условия:
• Эмоционально положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
• Подгрупповая и индивидуальная форма проведения занятий
Методы и приё мы:
• Беседы;
• Наглядные и словесные методы;
• Наблюдения;
• Игры
Виды деятельности реализации проекта :
• Игровая;
• Речевая:
• Познавательно-исследовательская;
• Художественная литература;
• Художественно-продуктивная
Подготовительный этап
(октябрь ноябрь 2017г.)
Направление деятельности
Сроки
Сбор методической литературы и интернет - ресурсов по данной тематике октябрь
Выявление первоначальных знаний детей о доме, родных, о детском саде, о городе октябрь
Привлечение родителей к проекту через беседу – консультацию «За что я люблю мой Каменск – Уральский»
октябрь - ноябрь
Сбор и обработка тематического материала для информационного стенда родителей октябрь – ноябрь
Сбор наглядного материала октябрь - ноябрь
Подбор художественной литературы октябрь - ноябрь
Основной (практический) этап
(октябрь 2017г. – май 2018г.)
Дата Название темы Задачи
16.10 – 20.10
«Моя семья» Уточнить первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Воспитание чуткого отношения к членам семьи.
Выставка совместной работы родителей и детей «Семейное дерево»
23.10 – 27.10 «Что есть в доме моём?» Закреплять знания детей о предметах в доме, об их назначении.
30.10 - 02.11
«Мой город – Каменск – Уральский» Расширять знания детей о родном городе, об истории его возникновения, о достопримечательностях.
Выпуск фотогазеты «Мои любимые места в Каменске – Уральском»»
13.11 – 17.11 «Кто живёт рядом с нами» Уточнять знания и представления детей о домашних питомцах
20.11 – 27.11 «Дикие животные нашего края» Уточнить представления о диких обитателях Урала. Прививать бережное отношение к животным.
27.11 – 01.12 «Мир растений Урала» Дать первоначальные представления о лесе; воспитывая бережное отношение к растениям.
04.12 – 15.12 «Зимушка – зима и её забавы» Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи (погода на Урале, видеть красоту родной природы.
18.12 – 29.12 «Новогодние чудеса» Учить выражать свои мысли и впечатления о предстоящих праздниках в форме рассказа, используя в речи сложные предложения
9.01 – 19.10 «Вот зима – кругом бело…» Развивать у детей наблюдательность, умение замечать красоту родной природы в городе и в лесу.
22.01 – 26.01 «Зимующие птицы нашего края» Расширять представления о многообразии зимующих птиц.
Изготовление кормушек
29.01 – 02.02 «Животные Урала» Расширять представления детей о жизни диких животных в зимний период.
05.02 – 22.02 «Мы поздравляем наших пап» Воспитывать у детей любовь и уважение к папе и дедушке, знать профессию папы.
26.02 – 7.03
«Наши мамы» Прививать чувство любови и уважение к маме и бабушке, знать и называть профессию мамы.
12.03 – 30.03 «Народные традиции Урала» Знакомить детей с традициями и народными праздниками Урала (Масленица).
2.04 – 27.04
«Весна красна» Закрепить знания о перелётных птицах нашего края, о весенних изменениях в лесу, о весенних работах на полях, огородах и в садах.
3.05 – 11.05 «Этот День Победы» Прививать детям чувство гордости и уважения за защитников нашей Родины в годы ВОВ.
Заключительный этап
(апрель - май 2018г.)
Направление деятельности Сроки
Коллаж «Исторические и природные достопримечательности нашего города глазами детей» апрель
Выставка детского творчества «Будущее нашего города» май
Презентация итогов проекта коллегам детского сада на педагогическом совете конец мая
Представление материала с презентацией на родительском собрании конец мая
Литература:
1. Александрова Е. Ю. / Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты. – Волгоград: Издательство Учитель, 2007.
2. Атарщикова Н. А. Развёрнутое перспективное планирование по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Средняя группа – Волгоград. Издательство Учитель 2012.
3. Афонькина Ю. А. Монитринг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. - Волгоград. Издательство Учитель – 2011.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. Издательство Скрипторий, 2013.
5. Кондрыкинская Л. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Издательство Сфера, 2011.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Воронеж. Издательство ТЦ «Учитель». 2009.
7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Москва. Издательство Мозаика – Синтез, 2010.