софья токарева
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать :
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение
-связную речь
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
-мелкую моторику рук
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания,
развить ассоциативное мышление и воображение,повысить внимательность.
Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Проблемы дошкольников, на устранение которых направлено
использование методов мнемотехники
-Бедность речи.
-Недостаточный словарный запас.
-Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить
ответ.
-Недостаточный объём памяти.
-Снижение любознательности, воображения, творческой активности.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
-Нарушение дикции.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Структура мнемотехники
В структуру мнемотехники входят мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблицы.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Мнемотаблица-это схема, в которую заложена определенная информация.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Отработка метода запоминания (пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет,когда у детей накоплен основной словарный запас.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола и т. д.
РЕЗУЛЬТАТЫ
У детей:
--расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией