Наталья Асютина
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»
СТАТЬЯ
Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой
личности дошкольника".
Асютина Наталья Валерьевна
Специальность: педагог дополнительного образования
Первая категория
Абакан
2017 год
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Изобразительная деятельность детей
Публикация «Консультация „Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2.2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.
2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа "Детство").
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложения:
- таблица №1
- таблица №2
Введение
Основной целью современного образования является воспитание творческой,
самостоятельной, свободной личности. Именно человек определяет прогресс человечества. За
последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный
характер. В медицине, в искусстве, винформационных технологиях, в образовании
человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –
время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей,
которые будут направлять свою энергию на благо человечества.
Поэтому развитие творческой личности - это одна из основных целей образовательного
процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из
первых дала известный советский педагог, учёный Е. А. Флерина: "Детское изобразительное
творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей
действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на
работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им
через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а
перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому". Е. А.
Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала оее
актуальности ещё в середине 20-го столетия. Автор излагает следующее: "О ценности и
значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в
труде, достижения в разных областях науки и искусства. Инициативный, творческий труд в
Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной
творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого
имеются все возможности и богатый пример взрослых". Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает
изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению
правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к
нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала.
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.
Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно, для становления процесса
восприятия, памяти, воображения, мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для
творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит
творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого
развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные
стороны развития ребёнка.
Г. А. Кузьмина добавляет: " Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и
приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста - один из
признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала".
Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка
дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей.
Основная часть.
1. Изобразительная деятельность детей.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ
процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а так же связи между
личностью ребёнка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский
рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим
связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу
детских рисунков.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый
биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и
психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения
программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также
сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к
усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,
появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании
зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные
акты.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.
По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности
межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное
мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также
абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь
рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем
накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в
образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотряна нехватку слов.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование-это один из видов
аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими
психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и
мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и
связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,
оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже
при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие
предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к
изображаемому.
Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой
оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь
передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и
красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь
ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.
Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за
рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя
большие листы бумаги изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев. Рисуют
дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих
их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая
смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и
воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.
Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя
- образы сказок, образы воображения.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,
что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,
это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не
только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он
может усовершенствоваться в работе над рисунком.
2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:
доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте
двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не
изображение, а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,
когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с
рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период
ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом
возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после
начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над
рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период
рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля
важен и для других сфер деятельности.
Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это
время ребё нок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.
Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин,
сравнивают с младенческимгулением, возникающим задолго до появления речи, когда,
порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок
стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда
появляется замкнутый контур - «круг».
Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё
нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного
мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему
дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав
зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно
квадраты.
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от
Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает
давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого
ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие
от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим
внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и