Мария Хроменкова
Урок по математике для школьников «Конкретный смысл действия умножения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель: раскрыть смысл действия умножения, познакомить с понятием умножение, с записью и знаком действия умножения.
Задачи:
- Развивать умение решать текстовые и занимательные задачи.
- Воспитывать творческое отношение учебному труду, интерес к предмету; умение выражать себя в познавательной деятельности;
- Формировать ценностное отношение к своему здоровью через физкультминутку.
Публикация «Урок по математике для школьников „Конкретный смысл действия умножения“» размещена в разделах
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со старшими и со сверстниками, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться новым арифметическим знаком (умножение); выполнять задания практического характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Ход УРОКА
I. Организационный момент.
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
- Сегодня на уроке вас ожидают математические приключения, потому что мы отправимся с вами в «икс» - педицию. Почему же наше путешествие носит название «икс»?
Так куда мы отправимся? А это вам предстоит самостоятельно узнать, выполнив несколько заданий. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие в уроке.
Математический диктант.
- У вас на столах лежат рабочие листы, которыми вы будете пользоваться в течении урока. Предлагаю приступить к первому заданию. Посмотрите какие сложные примеры вам предстоит решить. Что же может нам помочь выполнить такое задание? Конечно мы можем воспользоваться счетами – соробаном. Применим наши знания ментальной арифметики, чтобы безошибочно выполнить задание. Я буду вам помогать -диктовать числа, вы считаете на счетах, а ответ записывать под решенным столбиком.
и к т к а а р
39 85 93 20 48 21 65
-5 3 -2 8 1 -1 -5
60 10 -11 -17 50 -10 -10
-2 1 2 1 -2 2 4
-51 -91 -70 57 2 -12 -53
41 8 12 69 99 0 1
. .. .. . .
- Расположите цифры в порядке возрастания и у вас узнаете место, куда мы с вами отправимся. Почему же мы отправимся именно в Арктику? Сейчас мы это узнаем.
Откройте тетради, отступите от последней работы четыре клеточки и напишите число (28 февраля. Классная работа)
(Проверить правильность посадки детей, наклона тетради, захват ручки)
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Посмотрите, какое число показано на карточке?
Запишите это число. Что вы можете сказать об этом числе? (Число 27, 2 дес. 7 ед., соседи числа, двузначное число, всего 27 единицы, нечетное, вчера было 27 февраля.)
Чем же знаменит этот день?
- Вчера 27 февраля в мире отмечался празник - Международный день полярного медведя или День белого медведя.
Белый, или полярный, медведь — житель Севера, он обитает в арктических районах. Белые медведи неплохо переносят условия зоопарков. Сейчас мы отправимся в гости к белому медведю на северный полюс.
3. Устный счет.
На доске два белых медведя с карточками в лапах.
- Ребята мы встретили двух северных медведей, они, проголодались и им нужна наша помощь. Для этого соотнесите числовое выражение с ответом.
4. Работа с именованными числами.
А знаете ли вы, что белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих Его длина достигает 3 м, а высота в холке —16 дм. Когти у белого медведя 7 см. Хвост – 20 см.
Выполните самостоятельно следующее задание в рабочем листе.
3 м = ___дм
16 дм = ___см
7 см =___мм
20 см = ___дм
Проверим.
III. Самоопределение к деятельности
Постановка темы и целей урока.
- А у этих северных медведей возник спор. Посмотрите сколько рыбы они наловили. Кто из них поймал больше? Давайте их спор разрешим, записав данные математическим языком.
(На слайде 2 медведя, перед ними кучки рыб, запись на доске делает учитель, учащиеся в тетради) Учитель показывает пропуск, учащиеся – отвечают какой знак сравнения следует поставить. При этом дети каждый раз объясняют, почему выбрали этот знак.
7+7+7 7+7+7+7
В первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором 4 раза по 7.
4+4+4 4+4+4
В первом выражении прибавили 3 раза по 9, а во втором 2 раза по 9.
1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1
В первом выражении прибавили 11 раза по 1, а во втором 10 раз по 1.
- Удобно было сравнивать в последнем случае?
- А кто же знает, как по – другому можно записать эти выражения? (Ответы детей.)
- Сформулируйте тему урока.
Откройте учебник на с. 47 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать. Прочитайте, что мы узнаем и чему мы научимся, изучая этот раздел. Какие (какую) цели мы поставим перед собой? (Познакомится с понятием умножения, с записью и знаком действия умножения)
IV. Работа по теме урока.
1. Объяснение нового материала.
- Хорошо, вы справились заданием. И мы отправляемся дальше. Но вы посмотрите, северные медведи попали в беду. Началось движение льда в океане под действием ветра и течений. Медведи оказались далеко от берега. Кто из них доберется быстрее до суши?
- Как же нам сравнить какому медведю предстоит преодолеть больше льдин, а кому меньше?
У детей в рабочих листах два квадрата. В одном 18 красных точек, в другом 16 синих точек. Они расположены хаотично, поэтому не видно, где больше точек, а где меньше.
- Как вы думаете, где точек больше? (ответы детей.)
- Как можно узнать, где точек больше? (Посчитать.)
- Попробуйте это сделать. (Скорее всего у детей получится разное количество.)
- Почему не получается сосчитать? (Потому что точки расположены не по порядку и трудно запомнить, какие мы посчитали, а какие нет.)
- Давайте попробуем посчитать точки группами по 2. Возьмите карандаши и обведите точки в овалы по 2 штуки в каждом.
- Сколько групп получилось синих точек (9.)
-Сколько групп красных точек? (8.)
- Давайте запишем наши действия на математическом языке. Что мы сделали сначала? (Объединили точки в группы по 2.)
Учитель делает запись на доске, учащиеся – на листочках.
2+2+2+2+2+2+2+2+2
- Сколько групп получилось? (9.)
То есть мы 9 раз взяли по 2.
(Аналогично составляется запись на листочках с красными точками.)
- Давайте теперь попробуем сосчитать, сколько всего синих и красных точек (Синих 18, красных 16.)
- Посмотрите еще раз на наши записи. Как вам кажется, удобно ли так записывать? (Нет, очень длинно.)
Оказывается, в математике существует специальных знак для того, чтобы удобнее было записывать подобные суммы.
(Учитель делает запись на доске.)
2*9=18
Такая запись называется умножением, а точка (показать детям «весёлую точку») – знак умножение. И запись читается так: 2 умножить на 9 или по 2 взяли 9 раз. Повторите (Хором)
- Как мы запишем, сколько красных точек? (2*8=16)
Если учащиеся предлагают сделать запись 8 *2, сделать пояснение, какая запись правильная. И почему.
- Сколько красных точек в группе? (2.)
- Сколько групп? (8.)
- Как это записать? (2*8)
- В каком случае мы можем заменить сложение умножением? (Если все слагаемые одинаковые.)
- Итак, какое открытие мы сделали? (Если складывать одинаковые числа, то можем заменить умножением)
- Так какому же мишке дольше добираться до берега?
V. Физкультминутка.
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте на с. 48 текст рядом с красной чертой.
- Обсудите в парах, что такое умножение? (Арифметическое действие – сложение одинаковых слагаемых)
-Как его обозначают на письме? (Точкой.)
- Каким действие можно заменить умножение? (Сложением одинаковых слагаемых.)
- Как прочитать запись 3*4=12 разными способами? (По 3 взяли 4 раза. Получится 12; 3 умножить на 4, получится 12.)
Упражнение №1. Запишите в тетрадь сложение одинаковых слагаемых, замените сложение умножением. Прочитаем запись хором. Одна пара читает записи разными способами и объясняет их.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Рабочий лист. Задача (кейс).
- В дикой природе не всегда есть возможность посмотреть на белых медведей. А вот в Московском зоопарке живет пара белых медведей — Мурма и Врангель. И нам предлагают посчитать рацион питания одного мишки на три дня.
Основу традиционного рациона белых медведей в зоопарке составляют рыба, мясо, а также овощи и фрукты.
В сутки одному взрослому белому медведю требуется примерно 5 кг рыбы. Овощи и фрукты в рационе вольерных белых медведей также являются обязательным компонентом. Обычно выкладывают 4 кг овощей.
Посчитайте сколько кг овощей потребуется медведю на 3 дня.
Учитель выставляет на доску карточки (3 прямоугольника и над ними делает запись 4 кг)
- Ребята, в одном таком прямоугольном брикете 4 кг овощей, нам необходимо взять на 3 дня 3 брикета по 4 кг в каждом. Как оформить запись сложением? По 4 кг взяли 3 раза. Записываем 4+4+4=12 (кг). Давайте заменим сложение умножением и получится запись 4*3=12 (кг).
Ответ: 12 кг овощей потребуется на 3 дня.
-Сделайте вывод: можно ли заменить сложение другим действием и в каком случае? Верно, сложение заменятся умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.
Пальчиковая гимнастика:
Бежали медвежатки – толстые пятки
Бежали и бежали и дружно повторяли:
Ладонь – кулак, ты тоже можешь так
Ладонь – кулак, ты тоже делай так.
А веселые тюлени скакали как олени
Скакали и скакали и дружно повторяли:
Ладонь – кулак, ты тоже можешь так
Ладонь – кулак, ты тоже делай так.
А морские котики – толстые животики
По льду ползли шуршали, и тоже повторяли
Ладонь – кулак, ты тоже можешь так
Ладонь – кулак, ты тоже делай так.
2. Работа по учебнику.
№4 Самостоятельное выполнение.
– Вычислите столбиком и выполните проверку. Взаимопроверка. Оценивание «Две звезды, одно пожелание». Дети, проверяя тетрадь соседа должны сделать два комплимента, и, если есть замечание – 1 замечание.
3. Групповая работа.
- Сейчас нам предстоит выполнить групповую работу. Разбейтесь на группы, возьмите конверты.
1. Игра «Вершки – корешки».
- В зоопарках в рацион питания белых медведей включают и морковь, что является лакомством для мишки. Вам необходимо собрать морковь – соотнести математическое число с числом на спицах соробана. Выбрать те числа, которые подходят теме нашего урока (одинаковые) и заменить их умножением.
VII. Подведение итогов.
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
- Что такое умножение?
- Для чего нам нужно умножение?
- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
VIII. Рефлексия.
И в завершении нашей «икс – педиции» предлагаю вам ввыполнить последнее задание. На ваших столах лежат карточки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной на уроке информацией.
- Ребята, поднимите карточки с картинкой:
Чемодан – беру с собой.
Мясорубка –надо обдумать.
Корзина –не буду пользоваться.
Домашнее задание. С. 48 №6