Петрова Наталья
Конфликты между детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок не может существовать один. Сначала на этапе младенчества ребёнок связан с матерью, потом в этот круг входят остальные близкие родственники (папа, бабушки, дедушки, братья, сестры). После первого года жизни ребёнка, он начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Происходит это в основном на детских площадках, куда каждый ребёнок приходит со своими игрушками. И тут у детей «включается» чувство собственности. Каждый родитель отнесётся к этому по разному. Одна мама будет учить ребёнка делиться, а другая наоборот – отстаивать своё. Поэтому конфликты у детей – это неизбежно. Что же такое конфликт?
Публикация «Конфликты между детьми» размещена в разделах
Конфликт - это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе, отстаивание себя, своих интересов. Именно в ссорах дети учатся находить компромиссы, отстаивать своё мнение. Эти навыки будут полезны ребятам, когда они пойдут в школу и перейдут во взрослую жизнь.
Важно понимать причины и истоки детских ссор в разном возрасте.
• Например, двух- и трехлетние дети чаще всего ссорятся из-за неподеленых игрушек и разрушенных сооружений. Они еще не умеют выражать свои мысли и эмоции, поэтому часто прибегают к физической силе и плачут, чтобы привлечь внимание взрослых к своей беде.
• К возрасту 4-5 лет дети лучше изъясняются и могут находить общий язык, но одновременно возникают и споры. Очень часто конфликты возникают из-за нежелания совместно играть, когда один игрок отказывается потакать другому. Становясь старше, дошколята спорят из-за правил игры, ее сюжета и «обязанностей» своих персонажей.
• Ребята до 5-6 лет еще не осмысливают свои эмоции и желания, поэтому они так небрежно относятся к пожеланиям и предпочтениям окружающих. Дошколята не умеют ставить себя на место другого, не могут представить себе его переживания. Именно поэтому ребенок всегда до последнего будет отстаивать свое мнение, будет говорить, вместо того, чтобы послушать собеседника. Все это приводит к возникновению споров и ссор, когда играющие не могут найти правильную модель поведения в ситуациях, которые требуют совместной деятельности. Научить ребятишек конструктивно вести себя в условиях конфронтации должны родители.
Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками:
• Первая группа – «Я всегда прав!» Такие дети чаще других являются инициаторами конфликтных ситуаций. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.
• Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто и эмоционально. Они ярко демонстрируют своё превосходство, стремятся привлечь внимание к себе.
• Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Это дети - лидеры. Взаимодействие с ровесниками, в основном, строится на запретах. Принимают их предложение только в том случае, если оно им выгодно.
• Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах с окружающими, боятся ущемления своих интересов. Общаясь со сверстниками, такие дети стараются себя проявить в любой деятельности, пытаясь показать и доказать свою состоятельность.
• Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, опасаются критики и отрицательных оценок со стороны окружающих.
В детском возрасте конфликтных ситуаций очень много и во многих из них порой бывает сложно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые этапы:
1. определение причины конфликта, выявление участников и кто знает что произошло). Всем видом дать понять детям, что воспитатель недоволен появлением конфликта. Ребят, непричастных к конфликту занять другим делом.
2. оценка целей конфликтной ситуации путём открытого обсуждения с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего.
Цели:
- утверждение личного достоинства;
- ущимление достоинств другой стороны;
- корыстные стремления.
Важно показать детям различия в понимании целей, которые каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.