Ирина Чуписова
Концептуальное изложение «Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Публикация «Концептуальное изложение „Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста“ (часть II)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Дети хорошо принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов. Например, рисование деревьев, с помощью техники нетрадиционного рисования - способом «принт». Дети наносят краску на осенний листик, крепко держа его за черешок, окунают его в ванночку с краской, а затем прикладывают его к фону окрашенной стороной.
В работе с дошкольниками использую разные техники рисования, такие как пальчиковая живопись (хеппинг, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик. Постепенно дети переходят к рисованию:
- применяя технику «кляксография», изображаем «Бабочек»;
- используя технику «оттиска» поролоном, изображаем «Яблоню с румяными яблочками».
Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакивания и тычка, дети используют:
-печать ластиком при рисовании «корзинки с подснежниками»;
-печать трафаретом, изображая «Тюльпаны» и т. д.
Техника «ниткография» интересный вид ручной работы, который, в некоторой мере, похож на рисование. Таким видом творчества легко заниматься не только взрослому, но и ребенку, что с успехом делают в детских садах. Ниткография предполагает работу с мягкими нитями широкой цветовой гаммы. Рисунки, выполненные толстой нитью, оживают. Работая с мягкой нитью, детки становятся спокойнее, появляется интерес к рисованию, развивается воображение. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук. Например, для малышей 3-4 лет, самый простой способ - рисование на бархатной бумаге.
Так, как бархатная бумага ворсистая, ниточки отлично на ней крепятся и клей не нужен, а так же будет легко подправить рисунок, если что-то не так выходит. Для малышей занятие будет более увлекательным, если их сочетать со сказкой, попросить изобразить героев сказки или предметы из неё.
Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Для детей постарше можно предложить аппликацию из пряжи. Суть этого метода заключается в том, что на определённой основе или фоне располагается мелко-нарезанная масса ниток. Вся композиция выполняется с помощью клея. Сюжеты таких аппликаций могут быть разнообразными: целые композиции или отдельные предметы.
Техника рисование кофейным раствором на бумаге. Это интересная и увлекательная техника. Готовим кофейный раствор. Сделать это очень просто: 1 чайную ложку растворимого кофе смешиваем с 1 чайной ложкой воды. Вся прелесть в удивительном аромате кофе, с помощью которого снимается психологическая нагрузка.
Техника проста, обмакнули кисть в воду, а потом в кофейный раствор (светлые тона) или обмакнули кисть сразу в кофейный раствор (тона темнее).
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю коллективным работам, по таким видам изобразительной деятельности, как рисование, аппликация, лепка. При данной деятельности формирует умение работать аккуратно, согласованно, воспитывает интерес к коллективной работе. Считаю, что в этом основа воспитания бескорыстия, желания просто так – ни за что и незачем - делать доброе дело. Предпочтение отдаю бумажной пластике, так как это самый доступный и не затратный материал.
Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
Использую разные техники работы с бумагой:
• рисование на мятом листе – позволяет без особых усилий добиваться объемного изображения – в результате реальные объекты (лес, горы, деревья и др.) приобретают естественные очертания;
• сминание - достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть ее целостный образ: облако, цветок, бантик, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: на что или на кого это похоже, на что похоже, если повернуть с другой стороны, а если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги “превращаются” в пушистых цыплят, одуванчики, новогодние игрушки и др. ;
• разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто разрывают бумагу на мелкие кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающей действительности (листок, жучок, макароны, конфета и др.). Из оборванных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки (птичку, рыбку, цветок, но и композиции (букет цветов, цирк, море);
• скручивание – такой способ помогает ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Чудесно получаются цельные образы: змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, розочка, кукольная бижутерия. Также использую данный способ для изготовления некоторых частей поделок и изображений: косы, уши, бантики, стволы деревьев.
Широко применяю методику рисования пластилином, которая позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной, более выразительной и живой. Ну, а детские пальчики получают хорошую мышечную нагрузку, особенно когда требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста лучше следует начинать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, то и рисование будет предметным, однако со временем ребенок может создавать и несложные сюжеты.
Становление изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с совершенствованием важнейших психических функций – зрительного, пространственного и тактильного восприятия, особенностей памяти, воображения, моторной координации, речи и мышления. Занятия по развитию продуктивных видов деятельности способствуют развитию каждой из этих функций, и одновременно согласовывают их между собой, помогают ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания. Исследования Л. Н. Бачериковой подтвердили тесную взаимосвязь развития речевой и изобразительной деятельности, так как речь и рисование отражают одни и те же уровни деятельности мозга и имеют один и тот же характер взаимодействия. Поэтому часто можно наблюдать, как ребенок во время рисования разговаривает, жестикулирует. Исследователи отмечают, что он действует в воображаемой ситуации, а сама деятельность носит синкретичный характер.
Свободный выбор изобразительных материалов дает возможность оценить ребенка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
При обучении навыкам рисования нужно помнить, что рисование для детей - прежде всего игра - не надо ограничивать детскую свободу. Очевидно - предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. Как сказал один мудрец" "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.
Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. В любое время по желанию родителей я могу дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам.
Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде выставок рисунков, буклетов, оформлении стендов.
Организуется совместная деятельность родителей и детей, где под моим руководством учимся новому и интересному («Крупинка к крупинке», «Что за чудо картошка?», «Угощение для зверят» и др.).
В своей педагогической деятельности постоянно осуществляю связь родители ребенок педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия, т. е. добиться успеха.
На контрольном этапе эксперимента проводила ту же диагностику, что и на констатирующем этапе. В ходе диагностики были получены следующие результаты: 21% детей показали высокий уровень развития изобразительной деятельности, 65% - средний, 14% - низкий.
Можно сделать вывод, что проведенная работа позитивно отражается на уровне развития изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Я постоянно работаю в данном направлении - поиск новых технологий, овладение ими, обучение детей. Интересны техники: «торцевания» (на бумаге, пластилине, «марморирование» или «эбру» (рисование на воде и не только, рисование фольгой. Часть технологий будет представлено мною на открытом показе непосредственной образовательной деятельности.
К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и, кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком. Но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Чуписова И. О.
Воспитатель МАДОУ "Детский сад №21"
г. Тобольска