Елена Горюнова
«Роль информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Горюнова Елена Владимировна
Музыкальный руководитель
высшая категория
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Публикация «„Роль информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС“» размещена в разделах
Современное образование станет продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
ФГОС акцентирует внимание на активизацию инновационных аспектов деятельности дошкольников посредством использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ № 11555от 17.10.2013 года «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны требования к активному использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед воспитателями и специалистами дошкольных учреждений должна стоять задача: сделать НОД интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Сегодня в России не найдется ни одного детского сада, в котором не было бы компьютера. ДОУ оснащены ксероксами, сканерами, принтерами, мультимедийным оборудованием. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению? Именно способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Может ли техника помочь в решении этих задач?
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально в современном мире.
Организация НОД по освоению детьми основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, улучшает результат образования, и помогает нашему ДОУ «Родничок» решать следующие задачи:
Сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
Существенно расширить понятийный ряд тем, делая их доступными и понятными детям;
Обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
Активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к образовательной деятельности;
Развить интегративные качества дошкольника.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения, повышает его эффективность.
Хочу поделиться опытом, как и каким образом мы применяем ИКТ в своей работе. Тематика презентаций для развлечений может быть самой разнообразной, она зависит от возраста и увлечений детей: «Мои игрушки», «На бабушкином дворе», «В гостях у сказки», «Птицы весной», «С днём смеха» и т. д. В компьютерном варианте все сюжеты выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности.
Вечер, посвященный сказкам А. С. Пушкина и украшенный анимационным клипом про Золотую рыбку, существенно обогатил эмоциональный мир детей. Экологическое занятие, проводимое вместе с воспитателем и дополненное песней-клипом «День Земли», произвело на детей незабываемое впечатление.
Старинная музыка встречает детей в музыкальной гостиной. Красочные слайды погружают детей в далёкую эпоху 18 века, помогают лучше воспринимать атмосферу далекого времени, костюмы, убранство помещений.
Тематические занятия, посвященные Дню Победы, дополняются песнями и кадрами военных лет, что придает особую значимость. Эта презентация содержит попурри военных песен, слайды показывают детям, какой ценой была завоевана Великая Победа!
Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Например, на новогоднем утреннике в старшей группе Дед Мороз с экрана дает совет где искать осколки музыкального диска.
На Выпускном вечере добавят приятных, положительных воспоминаний слайды, которые составлены из фотографий группы на протяжении всех лет пребывания детей в детском саду. Анимационные эффекты делают презентацию современной и запоминающейся.
Особое внимание хочу обратить на применение ИКТ при проведении дидактических игр, что позволяет педагогу показать процесс в динамике, виртуально раскрыть определенную тему.
Практика использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении показывает значительное увеличение интереса дошкольников к организованной образовательной деятельности.
Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. На сайт нашего детского сада выставлены различные конспекты НОД, консультации, презентации, сценарии утренников, развлечений, фольклорных представлений.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать воплощению идей ФГОС в практике педагогов