Светлана Иванова
Концепция работы учителя-дефектолога по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей 1 года
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, контингент детей, воспитывающихся в нашем доме ребенка отличается определенной спецификой, чаще всего это дети недоношенные, с неблагоприятным анамнезом, неблагоприятной наследственностью, имеющие перинатальное поражение ЦНС и нуждаются в стимулирующем коррекционно- педагогическом воздействии. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. В условиях дома ребенка, где с первых дней жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, концепция ранней помощи детям имеет особое значение. Являясь составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в доме ребенка, концепция педагогической работы учителя-дефектолога с детьми 1-го года жизни направленна на профилактику отставания, на коррекцию отклонений, на развитие личностного и интеллектуального потенциала ребенка.
Публикация «Концепция работы учителя-дефектолога по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей 1 года» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной целью в концепции работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции отклонений в развитии детей 1-го года жизни является создание целостной системы коррекционного обучения и воспитания детей находящихся в условиях социальной и психологической депривации.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:_
_1. Осуществление действенной преемственности в работе учителя- дефектолога и воспитателя при проведении индивидуальной работы с детьми
2. Обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым воспитанником.
3. Осуществление индивидуального подхода к детям, имеющим разные степени отставания в психическом развитии.
4. Организация полноценного и удовлетворяющего детей общения
6. не запустить отставание в первых месяцев жизни
Основные принципы:
1. Принцип учета зоны ближайшего и актуального развития (по Л. Выготскому)
(актуальное развитие, то что сейчас умеет ребенок, ближайшее, то чему надо его научить)
2. Принцип постепенности (усложнение материала переход от простого к сложному)
3. Принцип наглядности
4. Принцип системного подхода
5. Принцип систематичности и последовательности
6. Принцип заботы с уважением
В концепции работы учителя-дефектолога по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей 1-го года жизни в условиях дома ребенка хочу предоставить вам обобщающий материал по медико-педагогическому сопровождению малыша на первом году жизни, приведу показатели по шести основным линиям развития ребенка : развитие эмоций и общения, зрительное и слуховое восприятие, предпосылки понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, движения руки и действия с предметами, а так же предоставлю методические рекомендации по развитию понимания речи и активной речи, в концепцию работы входит : классический массаж лица, массаж пальцев рук, дыхательная гимнастика.
Неотъемлемой частью занятия является массаж лица. Ниже будут предложены приемы классического логопедического массажа без учета степени дефекта. Массаж проводится на пеленальнике, ребенок лежит на спине, руки дефектолога должны быть чистыми и обязательно теплыми!
Массаж начинается с поглаживания лба, от середины лба к вискам, поглаживающие и разминающие движения!
1. от бровей к волосистой части головы, вибрационными движениями
2. от угла губ к вискам, поглаживание и разминание, сито!
3. от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть-растягивающие движения
4. поглаживание носогубной складк!
5. от середины верхней губы к углам губ-поглаживающие движения+вибрационные
Далее, делаем пассивную гимнастику для губ, указательными пальчиками растягиваем губы в улыбке, сжимаем губы в поцелуйчик или так называемый хоботок
Оттягиваем нижнюю губу и проводим круговые движения по часовой стрелке
Смыкаем губы между собой, если в это врем мы легко можем вызвать губно-губные слоги!
Массаж рук: при пониженном тонусе, так называемом гипотонусе делаем массаж начиная от локтя до кончиков приемы : поглаживание, активное растирание кисти и каждого пальчика, можно пощипать предплечье и каждый пальчик, здесь уместно использовать все виды щеток, тем самым идет и активизация коры головного мозга.
во время массажа используем художественное слово:
Этот пальчик маленький
Этот пальчик сладенький
Этот пальчик длинный
Этот пальчик сильный
Этот пальчик толстячок
А все вместе кулачок
При повышенном тонусе рук массаж делается от кончиков пальчиков до локтя и только приемом поглаживания либо мягкой кисточкой
Сжимаем кулачок малыша и резко ослабляем. В это время можно дать малышу захватить свой пальчик, если палец у наш можно слишком толстый, можно вложить тонкую палочку.
При повышенном тонусе обязательно разминаем двуглавую мышцу плеча!
Далее делается дыхательная гимнастика, целью дыхательной гимнастики является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.
Дыхательная гимнастика начинается после легкого поглаживания тела и конечностей малыша
Дыхательная гимнастика с 1 мес. жизни до 6-ти мес.
1. берем ребенка на руки -поглаживание спины слегка надавливая
2. ребенок на животе надавливаем с боков на грудную клетку
3 ребенок на спине -надавливаем на грудную клетку
4. с 5-ти мес. кладем ребенка на спину -поднимаем руки-вдох, на выдох в исходное положение
5. ритмичное приведение ног к грудной клетке.
Разгибание ног с подтягиванием на вдох- сгибание ног в коленях, приводим к грудной клетке на выдох
6. отведение руки в сторону с поворотом головы-вдох свою ладонь кладем под голову малыша
На выдохе-исходное положение!
С помощью коррекционно-развивающих занятий у малыша развиваются те умения, которыми он не может овладеть самостоятельно, занятия проводятся в одних и тех же условиях, по определенной методике.
Для обучения детей 1-го года жизни, используются все моменты общения., но для достижения своевременного развития необходимы систематические специальные занятия, благодаря им самостоятельная деятельность детей постоянно усложняется.
Ведущим видом деятельности на 1-ом году жизни является эмоциональное общение, на занятиях эмоциональный тон голоса педагога вызывает у малыша положительные эмоции, делает его внимание более устойчивым.
Новые умения у малышей развиваются медленно и достаточно неустойчивы, поэтому все занятия, цель которых обучить новому умению, проводятся индивидуально и ежедневно, индивидуальные занятия проводятся с детьми с 1-го месяца и до года. С пассивными ребенком нужно заниматься дольше и чаще.
Если ребенок отстает в развитии, то прежде всего мы работаем над теми умениями, в которых он отстает.
Во время занятий надо дожидаться ответной реакции малыша.
Основным методом обучения детей 1-го года жизни (особенно в первом полугодии) является непосредственное (прямое) воздействие педагога на ребенка. Ведущим методом во втором полугодии жизни малыша становится показ. Обязательным компонентом всего процесса обучения является речь педагога, она привлекает внимание малыша, необходимо называть свои действия и действия ребенка (постучи молоточком - тук-тук-тук, покачай куколку-а-а-а)
Для развития понимания речи у детей второго полугодия жизни очень важно расположить игрушки на постоянных местах. Педагог подносит ребенка к игрушке, называет ее, а потом спрашивает «Где собачка?» и вместе с малышом находит ее «А! Вот собачка» даем ребенку прикоснуться к собачке, послушать, как собачка лает, после чего опять спрашиваем у малыша «где собачка» Постепенно увеличиваем количество показываемых игрушек и меняем их местами.
С игрушками, названия которых дети уже знают, проводят показы (показ куклы, собачки, мишки)
На начальном этапе педагог показывает игрушки Возьмем куклу, кукла появляется «это ляля2 потом она исчезает «где ляля?» потом опять появляется (а, вот ляля)
На втором этапе показываем в действии, куклу ищут, накидываем на куклу платок и просим ее найти, но для этого мы должны показать малышу, как это делается, стягиваем платок со словами: а, вот где куколка! Она появляется, идет топ-топ и уходит совсем, до свидания, помашем кукле ручкой.
Количество действий постепенно увеличивается, на 3-ем этапе мы показываем, как кукла ест или спит или едет на машине.
В последнем этапе мы добиваемся того, чтобы малыш с одним предметом мог выполнить несколько действий (кукла идет, ест, спит)
Учим переносить действия освоенные с одним предметом на другие. Для этого показываем одинаковые действия со всеми знакомыми малышу игрушками. Показываем такие действия, как кукла идет, спит, ест, едет на машине.
Для развития речи детей и действий с предметами, такие занятия рекомендуется проводить с постоянным усложнением.
Развиваем у ребенка способность к обобщению понимаемых слов. Располагаем в поле зрения малыша несколько одинаковых игрушек, но разных по величине, окраске, спрашиваем у ребенка где ляля? Где еще ляля, а еще? Просим принести лялю, вместе с малышом ищем и находим остальных кукол.
В 11-12 месяцев проводим занятия с предметными картинками «посмотри, это собачка, затем закрываем картинку узнаем у малыша где собачка, открываем «А, вот собачка», ребенок находит сначала плоскостное изображение, потом ищет взглядом и находит аналогичную игрушку.
Для появления активной речи необходимо постоянно побуждать малыша к произношению и повторению звуков, слогов.
Проводим работу по активизации речевой активности малыша, вызываем и вводим в активный словарь облегченные слова такие как:
Ам-ам _ кукла ест
Бай-бай укладываем куклу спать
Бо-бо-больно
Бух- упал
Топ-топ -иди
На -возьми
Ни-ни-нельзя
Кыш-уходи
Гоп-едем на лошадке
Ох -болит
Ляля-кукла
Озвучиваем голоса животных и окружающих предметов такими словами, как:
Мяу-мяу-кошка
Пи-пи-цыплята
Га-га гусь
Бе-бе- овечка
Ав-ав-собака
И-го-го лошадка
Ух-ух-сова
Ду-ду-дудочка
Динь-динь -колокольчик
Ту-ту-поезд
Тук-тук- молоток
Бах-бух- упал
Ля-ля- песенка
А так же работаем над активизацией таких слов, как:
Мама, папа, дай, дом, няня, катя, котя, киса, галя, оля, ляля, вот.
Ведущая деятельность на первом году жизни эмоциональное общение. Эмоциональное общение на 1-ом г ж. складывается постепенно и проходит 3 этапа
Первый этап-это период новорожденности, охватывает весь первый месяц жизни, в этот период идет подготовка младенца к контакту
Второй этап общения- называется эмоциональный проходит от 2-х до 6-ти месяцев
Третий этап-ситуативно деловой-начинается с 6-ти месяцев
Первая улыбка малыша появляется, в конце первого месяца жизни, она возникает при эмоционально-тактильном контакте взрослого с ребенком. Физические соприкосновения с малышом, такие как- поглаживание, покачивание, ласковое пение потешек, все это вызывает малыша на первые эмоционально положительные ответные реакции, малыш в это время учится выражать свое положительное эмоциональное отношение к близким людям.
В 2-3 месяца жизни малыш уверенно отыскивает глазами близкого человека, в ответ на эмоциональное общение с ним начинает улыбаться, оживленно двигает ножками, издает звуки гуления, такое поведение названо «комплексом оживления»
Комплекс оживления способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности, малыш как бы случайно наталкивается на предмет, захватывает его, в звуках гуления отмечается напевность и мелодичность.
4-х месячный малыш в ответ на наше эмоциональное общение начинает смеяться, оживленно двигается, певуче гулит, активно обмениваться положительными эмоциями.
К 5-ти месяцам малыш учиться отличать близких людей от чужих по внешнему виду, при виде знакомого человека ребенок оживляется, гулит, при виде незнакомого оживление угасает. Важно помнить о том, в обращениях к ребенку мы должны быть последовательны и постоянны.
Во втором полугодии жизни ребенка общение постепенно становится ситуативно-деловым, малыш с большим удовольствием наблюдает, как мы действуем с определенным предметом допустим, катаем мяч, снимаем колечки
Ближе к году общение выражается в желании ребенка действовать вместе с педагогом, малышу становится очень важно наше отношение к его действиям. Не забываем хвалить ребенка, положительная оценка помогает ему ощущать свою самостоятельность и активность.
Зрительное восприятие и действия с предметами:
Особое предпочтение оказывает ребенок человеческому лицу.
Ученые установили, что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать ступенчатые движения глаз в сторону движущегося в горизонтальной плоскости предмета, однако это прослеживание еще очень неустойчивое.
Ступенчатые движения глаз за передвигающимся в сторону предметом сменяется плавным прослеживанием. Внимание лежащего на спине ребенка привлекаем к игрушке, приближаем, удаляем в сторону до 10 см. и на высоте 50 см. от глаз
К концу первого месяца жизни у детей появляется длительная зрительная фиксация лица человека и предмета, находящегося сбоку, сверху и снизу от глаз. маленького ребенка Лицо человека начинает вызывать к концу 1-го месяца жизни ребенка «первую улыбку»
На 2-3 месяце жизни малыша, зрительное сосредоточение слежение начинают вызывать предметами различными по их физическим качествам (цвет, величина) месторасположению и степени отдаленности от малыша., особый интерес малыш испытывает к собственным ладошкам, он начинает следить за ними, приближая их к собственному лицу.
В 4-ре месяца у ребенка развивается способность поворачивать голову, прослеживая за игрушками или лицом человека. Ребенок может протягивать свою руку к низко подвешенной игрушке, захватывать ее, ощупывать, извлекая звуки и шумы, опускать и снова захватывать.
Важное значение в это время имеет зеркало, малыш учиться видеть себя в зеркале, следит за своими движениями.
В 5ть месяцев малыш берет протянутую ему игрушку, может различать цвета, величину предметов, а самое главное может узнавать близких людей.
Во 2-ом полугодии жизни ребенка усложняется его поведение. Этому во многом способствуют действия ребенка с предметами, ощупывая, постукивая, ребенок знакомится со свойствами предметов, малыш учится по-разному захватывать предметы, развивается пинцетный и щипковый захват, а так же указательный жест!
Для развития действий с предметами на занятиях используем пирамидки с большими кольцами, показываем ребенку действие и называем его (сняла колечко, сняла еще колечко, надела колечко, надела еще колечко, так) затем предлагаем ребенку сделать так же, если ребенок самостоятельно не способен выполнить задание. Педагог действует вместе с малышом и называет действие. (сними колечко, сними еще колечко, надень колечко, надень еще колечко) добиваемся того, чтобы ребенок выполнял действия по слову : сними, надень) можно поработать над закреплением понимания глагола дай. Дай мне колечко, дай еще, молодец!
Учим вкладывать мелкие предметы в мисочку, занятия для развития предметного и щипкового захвата: ставим перед малышом мисочку допустим с небольшими кубиками и рукой ребенка вынимаем кубики, добиваемся того, чтобы малыш мог выполнить эти движения самостоятельно!
К концу первого года жизни дети отличают по внешнему виду кубик и шарик, проявляют интерес к маленьким книжкам.
Итак: важно показывать малышу не только погремушки, кольца и кубики, но и сюжетные игрушки, такие как неваляшка, мишка, кукла, зайчик. Использовать предметы обихода: ленты, лоскуты тканей, пакеты, платки.
Младенцы предпочитают лицо человека, поэтому необходимо всегда смотреть на ребенка, когда вы с ним общаетесь!
Слуховое восприятие:
Исследования слухового восприятия младенцев показали, что самые маленькие дети предпочитают звуки человеческого голоса всем остальным звукам и шумам!
К 1-му месяцу жизни слуховое восприятие становится более длительным, малыш начинает прислушиваться к более тихим звукам. Ласковая и напевная интонация педагога вызывает у детей в конце первого месяца жизни первую улыбку.
В 2месяца малыш начинает локализовать источник звука
В 4-ре месяца находит невидимый источник звука, усложняется восприятие окружающего, с в этот период начинает выделять голос близкого человека, ищет взглядом, прислушивается. Улыбается, появляются эмоциональные реакции на спокойные и плясовые мелодии.
Во втором полугодии у ребенка интенсивно развивается восприятие речи взрослого, он способен повторять за педагогом слоги лепета, которые есть в его активной речи, через месяц малыш способен слышать и воспроизводить те слоги, которых не было в его лепете, ребенок начинает выполнять различные движения, под плясовые мелодии сгибает ножки, хлопает в ладоши, стучит в бубен, слушает колыбельные мелодии.
Во втором полугодии повышается интерес к окружающему миру, чему во многом способствуют действия ребенка с предметами, постукивая, перекладывая, бросая, малыш знакомится с их свойствами, прислушивается к звукам, которые они издают, при этом развивается тактильная чувствительность, усложняется деятельность кинестетического анализатора. К концу первого года жизни, малыш произносит от 5-10 облегченных слов.
Полезно побуждать малыша прислушиваться к различным звукам, важно накапливать слуховой опыт ребенка: даем ребенку послушать, как шелестят пакеты, как шелестит бумага, когда мы ее мнем, пищалки, шумелки, звучание колокольчика, так же даем послушать тихие звуки-как тикают часики
При овладении малыша предметными действиями побуждаем его извлекать звуки из предметов (стучать ложкой об стол, стучать в бубен -бом-бом и тд.
Речевое развитие :
Считается, что развитие речи малыша начинается с крика, помимо крика можно отнести кашель, зевание, звуки при сосании.
В конце первого месяца жизни в ответ на эмоционально- таактильное общение у ребенка появляются отдельные гласные звуки, их принято называть звуками гуканья.
В 2-3 месяца во время «к. о.»
В 4-5 мес. развивается интонационное гуление, или певучее гуление, малыш в это время слышит сам себя, поэтому гуление становится более длительным!
В 6 месяцев, ребенок начинает произносить согласные звуки губно-губные-п, б, м, появляются слоги-сочетание гласного и согласного-па, ма, ба
Своевременность появления первых слогов во многом обуславливает развитие лепета и первых слов
В 7 мес. в лепете появляется интонация
В 8-мь мес. повторно произносит различные слоги
В 10-ть месяцев малыш легко повторяет слоги, которые он не произносил.
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков в лепете происходит после 6-ти мес. и продолжается немногим более месяца, за это время в лепете накапливается около 40 звуков по отношению ко всему звуковому составу лепета ребенка, затем накопление лепета идет медленно и постепенно. В этот же период у ребенка интенсивно развивается понимание речи, ребенок на вопрос где? находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте. В 7-мь месяцев появляется связь слова с предметом
В 9-ть месяцев понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, начинает понимать слова и действия.
В период от 9 до 12 мес. основное значение приобретает овладение малышом первыми лепетными словами, к году произносит от 5-10 лепетных слов.
Важно заражать малыша своими положительными эмоциями, ритмом потешек, пестушек!