Татьяна Бичикова
Концепция моей работы
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция моей работы
Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье, творчество …
В. И. Андреев, чл. -кор. РАО,
д. п. н., профессор.
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального, сенсорного и физического благополучия детей. Здоровье представляет ценность, так как является необходимой предпосылкой полноценной жизни. Оно является социально – биологической основой и условием для всех других ценностей. Здоровье самым непосредственным образом связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня нельзя достичь без целенаправленного и последовательного обучения детей здоровому образу жизни, начиная с раннего детства.
Публикация «Концепция моей работы» размещена в разделах
Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигиенических средств здоровьесбережения. Следовательно, пропаганда здорового образа жизни является насущной проблемой.
С самого раннего детства ребенка необходимо приучать к здоровому образу жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона).
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д. ; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.
Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. Уроки здоровья способствуют формированию у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков детей по гигиенической культуре.
Наша задача - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.