Лариса Бегликова
Программа развития (Концепция ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция МКДОУ № 18 .
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, что связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Публикация «Программа развития (Концепция ДОУ)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
В связи с вышеперечисленным содержание обучения и воспитания должно:
быть диалогичным, проблемным, опирающимся на познавательный и жизненный опыт ребенка и обогащающим его, обращенным к его ценностно-смысловой сфере;
включать в себя не только знания, умения и навыки, как готовую систему результатов опыта предыдущих поколений, но и способы мышления и творческой деятельности.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Большую роль в успешном социально-личностном и коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, специалистов. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от них освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному и коммуникативному развитию ребенка необходимо использовать активные формы работы - практикумы, семинары, совместные творческие дела, акции, реализацию социальных проектов, которые бы помогли ребенку ощутить тесную связь с родителями.
При реализации программы предполагается руководствоваться следующими принципами:
принципом гуманизации;
принципом стимулирования активности в организуемой деятельности;
принципом интеграции и координации внутренних и внешних условий развития;
принципом дифференциации, индивидуализации педагогического взаимодействия;
принципом диалогичности.
Предполагаемый результат:
уровень образовательных результатов: интенсификация положительной динамики развития социально-личностной и коммуникативной компетентности у детей, преобладание средне/высокого уровня их сформированности;
уровень образовательной деятельности: внедрение новых технологий и методик развития социально-личностных и коммуникативных способностей детей, технологии сотрудничества для обеспечения образовательных результатов; разработка и апробирование системы по формированию социально-коммуникативной компетентности воспитанников;
уровень готовности педагогов: положительная динамика в формировании готовности педагогов к осуществлению образовательной деятельности, овладение технологиями и методиками формирования социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста, повышение уровня эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;
уровень ресурсов образовательного процесса: оснащение материально-технической базы.
Основным ценностным ориентиром в деятельности педагогического коллектива является модель выпускника ДОУ
Наш выпускник – здоровый ребенок, способный эффективно адаптируясь, саморазвиваться в социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций, опирающихся на общечеловеческие ценности. Способность вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в готовности к разрешению элементарных проблем и к работе с различными источниками информации
Успешная адаптация личности выпускника обеспечивается достаточно высоким уровнем гармоничного развития. Такая личность обладает эмоциональной сферой, сформированной в соответствии с общечеловеческими ценностями, отличается творческим характером мышления, обнаруживающимся в коммуникативно-целесообразной, индивидуально-окрашенной речи, в творческой осмысленной проектной деятельности, проявляет качества: честность, совестливость, преданность, выполняет правила этикета как естественного и единственного возможного способа общения с социумом.
Механизмы реализации программы.
Программу развития дошкольного образовательного учреждения планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:
Уровень реализации Потребитель (участник)
Персональный (индивидуальный) уровень Ребенок, педагог, родители
Групповой уровень Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников
Общий (учрежденческий) уровень Медицинский персонал, педагог-психолог,
администрация ДОУ, родительский комитет
Социальный уровень Учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта
Административный уровень Мэрия г. Элисты