Наталья Назарова
Эссе «Моя педагогическая концепция»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Моя педагогическая концепция»
Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже взрослый. Какой он станет? Как будет жить? Вынесет ли что-то доброе из детства? Быстро летит время…. Детские лица, озаренные улыбкой и счастьем, удивлением и восторгом - их я вижу каждый день. Ради этого посвятила свою жизнь воспитанию детей.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая концепция“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
«Утро. В группе тихо. Я пришла пораньше, чтобы приготовится к приему детей. Готовлю игры, навожу порядок. … А вот и они. Мы не виделись со вчерашнего дня, и им многое надо рассказать при встрече. Успеваю одному кивнуть, другому ответить на вопрос, кому-то улыбнутся. Я знаю, чем дышит каждый из моих детей. У каждого свой интерес. Лера любит наводить порядки. Глеб скрупулезно вырисовывает мельчайшие детали в своих рисунках. Вика участвует во всех делах группы. Сема знает «сотни» сказок и веселых историй…».
Испытываю чувство неудовлетворения, как еще мало знаю о ребенке, как сложно прочувствовать его внутренний мир, раскрыть его способности, таланты. С каждым годом всё отчё тливее осознаю: ПЕДАГОГИКА – ЭТО ИССКУСТВО. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, петь с детьми и танцевать.
Раскрытие лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей каждого из своих воспитанников. Да много ли желаний у воспитателя? Как их осуществить? Условие первое: тебе интересно заниматься с детьми. Условие второе: ты обожаешь работу в детском саду. И благодаря первым двум условиям определяется третье: в один прекрасный день ты пробуждаешься ото сна с ощущением присутствия в тебе некоторой волшебной силы, способной превратить что-то обыденно-незаметное, ни много ни мало, как во что-то таинственное и загадочное, интересное и познавательно - воспитательное.
«Вот картонная коробка. Раз (один день и одна ночь, а может быть и еще один день и еще один вечер) - и готово! Вот на волшебной полянке резвятся пластилиновые зайки или вот на морском дне важно отдыхает осьминог, похожий на гриб трутовик, а мимо проплывает стайка рыбок из сосновых шишек….»
Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать детей. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании…»
В работе я отталкиваюсь от своего понимания ребенка, от его потребностей и нужд. Это не значит, что не бывает сбоев и ошибок. Ошибок в педагогической деятельности избежать нельзя, для этого надо было бы перестать быть живым человеком. Но я отношусь творчески - так, чтобы они, ошибки, становились «двигателем развития» меня как педагога.
«Ну что это такое! Маша опять смотрит непонятно куда. Ксюша зачем-то ковыряет дырочку в колготках? Пожалуйста – не стесняясь, зевают. А эти дергают друг друга.»
Я учусь быть последовательной и спокойной, настойчивой, но доброжелательной. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на мое понимание и помощь. «Я уверена, что у тебя получится», «я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «правильно!», «хорошо!», «ты просто умница!» - такие оценки побуждают ребенка к деятельности, показывают ему, что вижу и ценю его успехи. Чаще хвалю ребенка, чем осуждаю, подбадриваю, а не подмечаю неудачи, вселяю надежду, а не подчеркиваю, что изменить ситуацию невозможно.
«На столе, в течение дня, как бы незаметно появляются конфеты, печенье, кусочек вчерашнего очень вкусного пирога. Это дети дарят мне приготовленные с вечера подарки. Они мне доверяют и благодарят таким незатейливым способом».
По выражению Я. А. Коменского: «Дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почетной и ответственной.
«Тихо. Вот и еще один день прожит. Планы написаны, можно отдыхать. А я представляю своих малышей: вот синие, как два озера, глаза Кирилла, а у Алеши почему-то распухла щека, Ильдар какой-то уж очень серьезный сегодня был… они все такие разные. Не могу не вспомнить о них без улыбки. Заливистый смех, искрящиеся глаза, желание детей быть рядом со мной… наверное, в этом заключается счастье воспитателя»
Задача воспитателя постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство и заниматься самообразованием. Это подтверждает и высказывание философа Т. Назнанзина: «Воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому».