Наталья Сивина
Сценарий коммуникативного тренинга для педагогов ДОУ «Вместе лучше»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий коммуникативного тренинга для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленный на создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ. Тренинг способствует повышению коммуникативной компетентности, доверия, навыков взаимодействия, сотрудничества, повышению самооценки и в целом сплоченности группы педагогов.
Публикация «Сценарий коммуникативного тренинга для педагогов ДОУ „Вместе лучше“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Тренинговая группа : педагогический коллектив.
Вводимые термины (презентация, слайды 1-16)
• Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
• Доверие - это психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к. -л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.
• Навыки взаимодействия - это умение выстроить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.
• Позитивная Я-концепция - совокупность всех позитивных представлений человека о себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к самоизменению.
• Самооценка - оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.
• Сотрудничество - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Психологическая энциклопедия, Косолапов Н. А.).
• Сплочение (сплочённость группы коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.
• Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Ход тренинга
- Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других.
Педагог-психолог : Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а так же любое личностное качество, на букву вашего имени. Тем самым мы настроимся на работу.
Игра «Поменяйтесь местами…»
Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть. Меняются местами, например, те кто:
• поменяйтесь местами с соседом справа, если работаете педагогом более 20 лет;
• поменяйтесь с соседом слева, если всю жизнь работаете в одном учреждении
• любит свою работу;
• любит яблоки;
• работает педагогом более 5 лет;
• мечтал быть педагогом с детства;
• кто пришёл в юбке
• кто любит танцевать перед зеркалом
• работает педагогом менее 5 лет
• кто родился в марте
• кто умеет вкусно готовить
• кто умеет кататься на коньках
• кто сейчас поменял бы свою профессию
• кто любит читать
• кто умеет вязать
• кто любит детей.
Таким образом, участники «перетасовываются».
Упражнение «Дружественная ладошка». Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Анализ: Трудно ли было написать (подарить) комплимент? Что лучше дарить или получать? Ваше состояние после выполнения упражнения?
Упражнение «Плюс-минус» Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Сейчас мы с вами попробуем осознать моменты педагогической деятельности. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к доске. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов – и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Тест (слайд 9-16) Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека
Тест-упражнение «Выбор» (СЛАЙД 17)
Педагог-психолог : Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего.
• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: • квадрат; • треугольник, ромб; • букву Т, В, число 26.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Упражнение «ЖИВЫЕ РУКИ»
Участники садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы не знать, кто сидит перед ними. Игрокам предлагается пообщаться молча, только с помощью рук: познакомиться и поздороваться, поссориться, помириться, попрощаться, обняться, поощрить друг друга.
Затем идет обмен впечатлениями.
Подведение итогов работы пруппы.