Анастасия Полянских
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
▼ Скачать + Заказать документы
Общение является важным механизмом психологического развития ребенка и жизненно необходимым условием для успешной интеграции индивида в социальной среде. Под общением отечественные педагоги, ученые понимают «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений»
Большую роль в процессе первичной социализации играет Детский сад. Однако воспитанники, приходя в дошкольное учреждение, имеют разный уровень подготовки, и не все могут взаимодействовать со своими сверстниками. Как правило, в каждой группе есть дети, которые легко общаются с остальными детьми, становясь лидером среди большинства. Другие более застенчивы, стеснительны, неразговорчивы. Такие дети либо отвергаются, либо игнорируются другими сверстниками и находятся в группе изолированно, так как взаимодействие с ними большинства сверстников нередко сопровождается агрессией со стороны последних агрессией.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Воспитание социальных и личностных качеств детей, в частности умение общаться, является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Доказательством этому служат Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и инструмент его реализации — общеобразовательная программа ДОУ, направленная на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации … на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»
Научные исследования рассматривают возможности развития способностей в общении воспитанников старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность. Данный возраст был выбран не случайно, а вполне обоснован современными исследованиями. Так, у детей 6–7 лет наблюдается эффективное развитие социальных навыков, становление адекватной самооценки, успешная саморегуляция и активное сотрудничество со сверстниками. В этот период у детей зарождаются дружба, а также конструктивная конкуренция, выражающаяся в привлечении внимания других к себе. Общение наполняется более богатой эмоциональной жизнью, состоящей из мимики и жестов. Полное овладение языком является одним из основных условий для успешного обучения в школе и благоприятной жизни в социуме. Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:
Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента: «Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком); «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения); «Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.) Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются в процессе музыкально-ритмической деятельности, к числу которых относятся коммуникативные танцы-игры. Данный вид деятельности представляет собой музыкально-игровые действия, целью которых является формирование навыков общения у детей и создание условий для развития их индивидуальных личностных качеств. Такие игры способствуют не только появлению чувства ритма, музыкального слуха, выразительности движений, но и появляется речевая активность детей, формируется умение повышать и понижать силу голоса, улучшается ритмико-интонационная сторона речи. У воспитанников во время игр развиваются необходимые личностные характеристики: инициативность, эмпатия, раскрепощенность, коммуникабельность и др
Коммуникативные танцы-игры можно классифицировать по трем направлениям: Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, подскоки, притопы и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей : они выполняют хлопки в ладоши, совершают рукопожатия, кружатся в парах и др. Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает сложностей, можно научить детей строить сложные фигуры («мост», «ворота», способствующие развитию способности ориентироваться в пространстве. Танцы-игры, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «гусеницу», «слепой танец», «аэробус», «дракон» и т. д. Данный вид танцевально-коммуникативных игр отличается от остальных высокой степенью пластическому выражению ребенка. Дошкольники «мыслят телом», осознают себя и познают сверстников, окружающий мир сквозь призму танцевальных движений. Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые каждому ребенку в группе, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение.