Людмила Азизова
Качество образования и ИКТ-компетентность педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Качество образования в детском дошкольном учреждении и ИКТ-компетентность педагогов»
Выполнила:
Азизова Л. Ю.
воспитатель
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Публикация «Качество образования и ИКТ-компетентность педагогов» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Идея воспитания поколения, имеющего с ранних лет сформированную психологическую (личностно-мотивационную, интеллектуальную, операционную) готовность к использованию персональных компьютеров, компьютерных программ различного содержания и уровня, является перспективной для развития образовательной, промышленной, гуманитарной, научной, экологической сфер общества, всей его культуры. В современном мире каждый должен овладеть компьютерной грамотностью. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены в том числе и требования к педагогам. Вот лишь одно из них:
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Становится понятным, что одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне. Мультимедиа-деятельность, которую проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, более эстетично выглядят информационные стенды, визитные карточки, дидактические и демонстрационные материалы, выполненные в программах Word и Excel. Большой популярностью пользуются мультимедийные презентации при проведении родительских собраний, педсоветов, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Использование ИКТ в ДОУ влияет на качество образования в целом.
1. ИКТ выступает как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям.
2. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на интегрированной непосредственно образовательной деятельности (досуги). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное и речевое развитие, включающих в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
3. Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, педагог, использующий компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Следует отметить, что ИКТ-компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений постепенно повышается. И это, несомненно, влияет на качество образования.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность педагога :
1) компьютер упрощает ведение различной документации (планирование, конспекты занятий, отчеты и т. п.);
2) педагог, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы как для детей, так и для родителей;
3) использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом :
– дистанционное обучение;
– конференции;
– виртуальные экскурсии;
– поиск различной информации.
Современный педагог готовится к непосредственной образовательной деятельности, используя литературу и определенные интернет-ресурсы, подбирает картинки, иллюстрации, готовит мультимедийные презентации.
Работа по повышению качества воспитательно- образовательного процесса на основе использования ИКТ ориентирована на создание в ДОУ таких условий, которые будут способствовать формированию у педагогов и детей прочных пользовательских навыков, что позволит активно и дидактически обоснованно систематически использовать ИКТ в воспитательно- образовательном процессе, это значительно повысит качество организации обучения и, как следствие, качество результатов обучения и воспитания детей.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.