Наталья Галанцева
Коммуникативная деятельность «Богатыри». Составление сюжетного рассказа по картине В. М. Васнецова«
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- развивать умение рассматривать картину
- развивать умение отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения;
- развивать умения рассуждать, анализировать;
- составлять рассказ по картине, используя раннее приобретённые навыки построения сюжета;
- самостоятельно придумывать события предшествующие и последующие по картине
- делить слова на слоги, производить звуковой анализ слова.
Ход деятельности:
1. Вводная часть
Слава русской стороне
Слава русской старине
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В. М. Картина «Богатыри»
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам про дела старые
Про дела старые, да про бывалые
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
- Здравствуйте, люди добрые. Садитесь-ка рядком, да послушайте ладком. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. А всё, что услышите, может вам пригодиться.
А начну я нашу беседу с поговорки "Славна богатырями земля русская".
- Попробуйте определить в ней главное слово… (богатыри)
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
2. Основная часть
Беседа. Актуализация знаний
- Кто же такие богатыри (ответы детей)
- Какими словами можно заменить слово «богатырь»?
Богатырь - силач, борец, воин, храбрец
- Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых изобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине «Богатыри»
Рассматривание картины
Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)
- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей)
- Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)
- Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)
- Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов)
- Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте, какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать.
(Слушание произведения М. П. Мусорского "Богатырские ворота")
- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное) .
Физминутка
Дружно встанем - раз, два, три,
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Буквой "Л" расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
- Какие впечатления у вас вызвала картина «Богатыри»? (ответы детей)
- Ребята, тут написано слово, сможете его прочитать? (Богатырь)
- Давайте это слово разобьём на слоги.
- Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, А, Ы).
- А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные)
Выложить фишками.
Лексическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)
Храбрый, Сильный, Быстрый, Добрый, Умный, Высокий, Большой, Побеждать.
Игра «До и после»
- Расскажите, как вы думаете, что произошло перед тем, как богатыри выехали в это поле, что может произойти после?
Составление рассказа по картине
Дети в подгруппах составляют сюжетный рассказ по картине.
3. Заключительная часть
- А теперь, давайте вернёмся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
- Как и в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.