Татьяна Горнова
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
на тему:
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Горнова Татьяна Витальевна,воспитатель
Публикация «Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
ГБОУ СОШ№ 10 СП ДС «Лучик»,г. о. Кинель
Игровые обучающие ситуации
1. Раздел «Труд» (ИОС с литературными персонажами)
ИОС «Кто кем работает?»
Материалы: картинки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев, касса.
Цель: закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать
желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Игровые правила : дети делятся на две подгруппы и выполняют задания педагога.
Предварительная работа : знакомство с новыми профессиями по картинкам, рассматривание иллюстраций сказок.
Ход ИОС
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены люди
разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Воспитатель раздает девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. А также предлагает детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
После игры дети обсуждают, какие виды труда и профессии они освоили, и почему необходимо уважать результаты человеческого труда.
Результат: дети имеют представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий; уважают людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; проявляют творчество и изобретательность.
Игровые обучающие ситуации (ИОС с игрушкой - сказочным персонажем)
2. Раздел «Деньги»
ИОС «Поможем Буратино»
Оборудование: игрушка Буратино, карточки с изображением купюр, монет;
карта-схема; карты с заданиями; книги с иллюстрациями; сундучок с пятью монетками.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Игровые правила : путешествие по схеме и выполнение заданий с подгруппой детей
Предварительная работа : чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».А. Н. Толстой, рассматривание денег разных стран, сюжетно-ролевая игра «В магазине».
Ход ИОС
Воспитатель заходит в группу с игрушкой Буратино.
В: Здравствуйте ребята, посмотрите, кого я вам привела.
Д. Буратино.
В. Я его нашла плачущим около нашей группы, и он мне рассказал свою печальную историю. Кот Базилио и лиса Алиса его обманули и украли у него 5 золотых сольдо, а он так хотел купить на эти деньги подарок папе Карло и новую Азбуку. Ребята давайте, поможем Буратино и вернем ему деньги. Но для того, чтобы помочь Буратино, нам придется отправиться в путешествие и выполнить задания, которые есть на каждых станциях, которые мы с вами будет проходить.
В: У меня есть карта - схема, которая поможет нам отыскать наши пропавшие деньги. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу.
В: Итак, начинаем.
Первая станция у нас «Деньги»
В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?
Д: (заплатить)
В: Чем мы платим за товар?
Д: (деньгами)
В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги?
Д: (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом)
В: Как вы думаете, удобно это было?
Д: (нет)
В: Верно и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?
Д: (монеты)
В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?
Д: (купюры)
В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. И вот для вас первое задание.
Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.
В: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
А металлические деньги – монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.
В: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции.
В: Вторая станция: «Сказки»
В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить, почему выбрали эту книгу:
1. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
3. Герои, каких сказок менялись на что – то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».
4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
6. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха - Цокотуха)
7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
В: Молодцы! Нас ждет следующая станция.
В: Третья станция: «Загадки»
1. Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами. (Кошелек)
2. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
3. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
4. Мы кладем их не в платок
Мы кладем их в кошелек (деньги)
5. Коль трудился круглый год
Будет кругленьким (доход)
6. Очень вкусная витрина
Овощного (магазина)
7. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
8. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
9. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
10. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовё тся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
11. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
12. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
13. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
14. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
В: Четвё ртая станция: двигательная игра «Покупки».
Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
В. : — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
А сейчас дети прочитают стихотворение «Чего нельзя купить?»
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где – то дома у метро,
Пепси – кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
В: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.
В: Пятая станция: Работа с пословицами
- Ребята, послушайте пословицу про деньги:
Деньги — не грибы и зимой не растут.
- Как вы это понимаете? (Ответы) -
Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Давайте повторим эту пословицу
(воспитатель говорит пословицу еще раз — дети повторяют).
- Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:
(дети называют пословицы)
1. копейка рубль бережет,
2. всех денег не заработаешь,
3. деньги приходят и уходят,
4. когда кошелек легок — на душе тяжело.
5. дорог хлеб, коли денег нет.
6. накопи – потом купи.
В: А сейчас посмотрите на схеме, где лежит клад и найдите его
(задание на ориентирование в пространстве музыкального зала)
В: Ну вот вы и нашли клад (сундучок в котором лежат 5монет-шоколадок)
Давайте, отдадим монетки Буратино.
Буратино благодарит ребят.
В. Будь внимательными Буратино и больше не поддавайся на уловки мошенников, знай, что деньги нужно зарабатывать, а не закапывать, чтобы они выросли. А вам, ребята, большое спасибо, что вы были такими добрыми и отзывчивыми и помогли Буратино. По окончанию игры дети садятся в круг и высказывают своё мнение о названии денег: «купюра», «монета»
и об иностранной валюте
Результат: дети закрепили понятие «деньги»; «купюра», «монета»
познакомились с деньгами своей страны и деньгами разных стран; проявили сочувствие к Буратино и помогли ему.
3. Раздел «Покупаем – продаем»
ИОС «Потребность – возможность» (ИОС с литературным персонажем)
Оборудование: вывеска, игрушки-аналоги, «деньги».
Цель: дать представление об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.
Задачи:
1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Игровые правила : дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара
Предварительная работа : беседы: потребности человека и его возможности, о продовольственных товарах, магазин игрушек просмотр мультфильма «Муха цокотуха»
Ход ИОС
Воспитатель: «Муха цокотуха» пригласила детей на день рожденье.
Дети делятся на две подгруппы: муха и гости.
1. Муха ждет гостей. Она отправилась за покупками в магазин «продукты». У нее определенная сумма «денег» на руках.
Муха покупает угощения на имеющиеся деньги.
2. Гости идут в магазин «Игрушек» за подарками. Воспитатель раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки из игрушек аналогов «Товар» на имеющиеся у них «ресурсы» (деньги)
После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают, какие они сделали покупки, всем ли хватило денег?
Результат: у детей сформировано умение совершать покупки на заданную сумму денег. Расширено представление о понятиях «ресурсы» и «возможности». Закреплено понятие об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.
Игровые обучающие ситуации (сюрпризный момент)
4. Раздел «Реклама»
ИОС «Открытие рекламного агентства»
Оборудование: Игровая зона «кафе», бар-стойка, пирожные из соленого теста,
коробочки из - под соков и напитков, коробки, контейнеры с условными
предметами и атрибутами, бейджики.
Цель: расширять у детей представление о рекламе и умение создавать
рекламу (рекламный слоган)
Игровые правила : предложить взять на себя роли : директор рекламного
агентства, звукорежиссер, фоторепортер, художник - дизайнер, автор
рекламного текста заказчики, рекламные распространители. Директор кафе
(рекламодатель)
Предварительная работа : организация экскурсий в расположении
рекламных щитов, подбор коллекции рекламных изданий. Чтение
художественной литературы для детей: С. Михалков «Как старик корову
продавал», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе».
Познавательное занятие «В гостях у Дамы Рекламы». Беседы с детьми о
профессиях: продавца, кассира, парикмахера, официанта, повара;
знакомство с профессиями директора рекламного агентства, менеджером по
рекламе, курьером; беседы "Что можно рекламировать",
Ход ИОС
Ребята, посмотрите, что лежит на полу в уголке, давайте прочтем?
«В кафе-баре «Красная Шапочка» проходит дегустация пирожных, соков и
напитков». Ребята, вы поняли что - ни будь? Где находится кафе-бар,
дегустация, каких пирожных, соков и напитков? Ни чего не понятно! А как,
вы, думаете почему? (Ответы детей)
- Верно, все дело в рекламе. А давайте откроем свое рекламное агентство.
Создадим рекламу для кафе-бара «Красная Шапочка». Как назовем наше
рекламное агентство? (варианты названия агентства).
Воспитатель:
- Где вы чаще всего видите рекламу? (радио, телевизору, газеты, журналы)
- Что мы узнаем из рекламы? (о товарах, об открытии кафе, магазина)
- Как вы думаете, кому выгодна реклама? покупателю - потому что, он узнает
о товаре и услугах. Может сравнить цены с другими магазинами. А также
реклама выгодна продавцам, чем больше людей узнают о кафе, тем больше
прибыли.) В рекламном агентстве работают люди разных профессий.
Воспитатель. –«Можно я буду директором рекламного агентства. Возьму на себя руководящую роль».
Кто хочет попробовать себя в роли художника - дизайнера. Художник - оформитель создаёт рекламу : вырезает из журналов, наклеивает на бумагу, пишет фломастерами, рисует.
Кто хочет быть рекламным распространителем? Тем, который распространяют рекламные листовки, вывешивает на мольберт, прикрепляет скотчем, раздаёт покупателям.
Кто будет директором кафе - бара? Вы будете заказывать рекламу рекламному агентству, для того, чтобы у вас было больше посетителей и больше прибыли.
Кто будет фоторепортером? Фоторепортер фотографирует кафе-бар, его продукцию, меню.
Кто будет авторами рекламного текста для радио, телевидения? Авторы сочиняют рекламный слоган, чтобы покупателям стало интересно посетить это кафе-бар.
Остальные дети будут гостями кафе. Хорошо, мы уже распределили роли, прикрепите себе бейджики, что бы знать у кого какая профессия. В наше рекламное агентство поступила заявка от директора кафе-бара «Красная Шапочка».
- Что должны узнать люди из рекламы?
Ответы детей: Название кафе-бара. Что в нем продается. А также меню в кафе. В рекламе для кафе – бара отражается полезность фруктов и соков для организма.
Предложить игроку (директору кафе) пройти в отдел художников-оформителей и рассказать о своем кафе. В игровом диалоге предложить свой вариант эскиза, выслушать рекламодателя, не перебивать собеседника.
Предложить вместе с фоторепортером посетить кафе-бар, сделать несколько снимков с посетителями в кафе. В соответствии сюжета при необходимости скорректировать рекламный текст.
Воспитатель - Какой должна быть реклама? (доброй, правдивой, яркой, красочной) Дети из заранее сделанных заготовок, делают рекламу. Дети играют и выполняют игровые роли в соответствии с сюжетом.
Воспитатель в роли директора рекламного агентства отслеживает правильность действий детей. Рекламные распространители раздали рекламные листовки, на мольберт прикрепить изготовленный детьми рекламный плакат.
Привлечь внимание на плакат.
- Ребята, смотрите, новая реклама. Давайте посмотрим. «В кафе-баре «Красная Шапочка» проходит дегустация соков и напитков. Свежие соки и напитки очень полезны для здоровья. Приходите все. Наше кафе найдете по стрелкам указателям». Ребята, давайте все вместе пойдем в кафе, идем по стрелкам-указателям.
Воспитатель - Вот мы и пришли.
По окончании игры дети садятся на стульчики и обсуждают, какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень многое в бизнесе зависит от рекламы.
Результат: Осуществлен практический процесс создания рекламы как
необходимого условия реализации продуктов труда