МААМ-картинки

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников

Татьяна Горнова
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

на тему:

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Горнова Татьяна Витальевна,воспитатель

Публикация «Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах

ГБОУ СОШ№ 10 СП ДС «Лучик»,г. о. Кинель

Игровые обучающие ситуации

1. Раздел «Труд» (ИОС с литературными персонажами)

ИОС «Кто кем работает?»

Материалы: картинки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев, касса.

Цель: закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать

желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Игровые правила : дети делятся на две подгруппы и выполняют задания педагога.

Предварительная работа : знакомство с новыми профессиями по картинкам, рассматривание иллюстраций сказок.

Ход ИОС

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены люди

разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Воспитатель раздает девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. А также предлагает детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

После игры дети обсуждают, какие виды труда и профессии они освоили, и почему необходимо уважать результаты человеческого труда.

Результат: дети имеют представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий; уважают людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; проявляют творчество и изобретательность.

Игровые обучающие ситуации (ИОС с игрушкой - сказочным персонажем)

2. Раздел «Деньги»

ИОС «Поможем Буратино»

Оборудование: игрушка Буратино, карточки с изображением купюр, монет;

карта-схема; карты с заданиями; книги с иллюстрациями; сундучок с пятью монетками.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые правила : путешествие по схеме и выполнение заданий с подгруппой детей

Предварительная работа : чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».А. Н. Толстой, рассматривание денег разных стран, сюжетно-ролевая игра «В магазине».

Ход ИОС

Воспитатель заходит в группу с игрушкой Буратино.

В: Здравствуйте ребята, посмотрите, кого я вам привела.

Д. Буратино.

В. Я его нашла плачущим около нашей группы, и он мне рассказал свою печальную историю. Кот Базилио и лиса Алиса его обманули и украли у него 5 золотых сольдо, а он так хотел купить на эти деньги подарок папе Карло и новую Азбуку. Ребята давайте, поможем Буратино и вернем ему деньги. Но для того, чтобы помочь Буратино, нам придется отправиться в путешествие и выполнить задания, которые есть на каждых станциях, которые мы с вами будет проходить.

В: У меня есть карта - схема, которая поможет нам отыскать наши пропавшие деньги. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу.

В: Итак, начинаем.

Первая станция у нас «Деньги»

В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?

Д: (заплатить)

В: Чем мы платим за товар?

Д: (деньгами)

В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги?

Д: (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом)

В: Как вы думаете, удобно это было?

Д: (нет)

В: Верно и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?

Д: (монеты)

В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Д: (купюры)

В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. И вот для вас первое задание.

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.

В: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.

А металлические деньги – монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.

В: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции.

В: Вторая станция: «Сказки»

В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить, почему выбрали эту книгу:

1. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

3. Герои, каких сказок менялись на что – то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».

4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

6. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха - Цокотуха)

7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

В: Молодцы! Нас ждет следующая станция.

В: Третья станция: «Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

4. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

5. Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход)

6. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

7. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

8. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

9. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

10. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовё тся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

11. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

12. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

13. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

14. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

В: Четвё ртая станция: двигательная игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В. : — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

А сейчас дети прочитают стихотворение «Чего нельзя купить?»

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где – то дома у метро,

Пепси – кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

В: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.

В: Пятая станция: Работа с пословицами

- Ребята, послушайте пословицу про деньги:

Деньги — не грибы и зимой не растут.

- Как вы это понимаете? (Ответы) -

Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Давайте повторим эту пословицу

(воспитатель говорит пословицу еще раз — дети повторяют).

- Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:

(дети называют пословицы)

1. копейка рубль бережет,

2. всех денег не заработаешь,

3. деньги приходят и уходят,

4. когда кошелек легок — на душе тяжело.

5. дорог хлеб, коли денег нет.

6. накопи – потом купи.

В: А сейчас посмотрите на схеме, где лежит клад и найдите его

(задание на ориентирование в пространстве музыкального зала)

В: Ну вот вы и нашли клад (сундучок в котором лежат 5монет-шоколадок)

Давайте, отдадим монетки Буратино.

Буратино благодарит ребят.

В. Будь внимательными Буратино и больше не поддавайся на уловки мошенников, знай, что деньги нужно зарабатывать, а не закапывать, чтобы они выросли. А вам, ребята, большое спасибо, что вы были такими добрыми и отзывчивыми и помогли Буратино. По окончанию игры дети садятся в круг и высказывают своё мнение о названии денег: «купюра», «монета»

и об иностранной валюте

Результат: дети закрепили понятие «деньги»; «купюра», «монета»

познакомились с деньгами своей страны и деньгами разных стран; проявили сочувствие к Буратино и помогли ему.

3. Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС «Потребность – возможность» (ИОС с литературным персонажем)

Оборудование: вывеска, игрушки-аналоги, «деньги».

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.

Задачи:

1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».

2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».

3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Игровые правила : дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара

Предварительная работа : беседы: потребности человека и его возможности, о продовольственных товарах, магазин игрушек просмотр мультфильма «Муха цокотуха»

Ход ИОС

Воспитатель: «Муха цокотуха» пригласила детей на день рожденье.

Дети делятся на две подгруппы: муха и гости.

1. Муха ждет гостей. Она отправилась за покупками в магазин «продукты». У нее определенная сумма «денег» на руках.

Муха покупает угощения на имеющиеся деньги.

2. Гости идут в магазин «Игрушек» за подарками. Воспитатель раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки из игрушек аналогов «Товар» на имеющиеся у них «ресурсы» (деньги)

После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают, какие они сделали покупки, всем ли хватило денег?

Результат: у детей сформировано умение совершать покупки на заданную сумму денег. Расширено представление о понятиях «ресурсы» и «возможности». Закреплено понятие об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.

Игровые обучающие ситуации (сюрпризный момент)

4. Раздел «Реклама»

ИОС «Открытие рекламного агентства»

Оборудование: Игровая зона «кафе», бар-стойка, пирожные из соленого теста,

коробочки из - под соков и напитков, коробки, контейнеры с условными

предметами и атрибутами, бейджики.

Цель: расширять у детей представление о рекламе и умение создавать

рекламу (рекламный слоган)

Игровые правила : предложить взять на себя роли : директор рекламного

агентства, звукорежиссер, фоторепортер, художник - дизайнер, автор

рекламного текста заказчики, рекламные распространители. Директор кафе

(рекламодатель)

Предварительная работа : организация экскурсий в расположении

рекламных щитов, подбор коллекции рекламных изданий. Чтение

художественной литературы для детей: С. Михалков «Как старик корову

продавал», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе».

Познавательное занятие «В гостях у Дамы Рекламы». Беседы с детьми о

профессиях: продавца, кассира, парикмахера, официанта, повара;

знакомство с профессиями директора рекламного агентства, менеджером по

рекламе, курьером; беседы "Что можно рекламировать",

Ход ИОС

Ребята, посмотрите, что лежит на полу в уголке, давайте прочтем?

«В кафе-баре «Красная Шапочка» проходит дегустация пирожных, соков и

напитков». Ребята, вы поняли что - ни будь? Где находится кафе-бар,

дегустация, каких пирожных, соков и напитков? Ни чего не понятно! А как,

вы, думаете почему? (Ответы детей)

- Верно, все дело в рекламе. А давайте откроем свое рекламное агентство.

Создадим рекламу для кафе-бара «Красная Шапочка». Как назовем наше

рекламное агентство? (варианты названия агентства).

Воспитатель:

- Где вы чаще всего видите рекламу? (радио, телевизору, газеты, журналы)

- Что мы узнаем из рекламы? (о товарах, об открытии кафе, магазина)

- Как вы думаете, кому выгодна реклама? покупателю - потому что, он узнает

о товаре и услугах. Может сравнить цены с другими магазинами. А также

реклама выгодна продавцам, чем больше людей узнают о кафе, тем больше

прибыли.) В рекламном агентстве работают люди разных профессий.

Воспитатель. –«Можно я буду директором рекламного агентства. Возьму на себя руководящую роль».

Кто хочет попробовать себя в роли художника - дизайнера. Художник - оформитель создаёт рекламу : вырезает из журналов, наклеивает на бумагу, пишет фломастерами, рисует.

Кто хочет быть рекламным распространителем? Тем, который распространяют рекламные листовки, вывешивает на мольберт, прикрепляет скотчем, раздаёт покупателям.

Кто будет директором кафе - бара? Вы будете заказывать рекламу рекламному агентству, для того, чтобы у вас было больше посетителей и больше прибыли.

Кто будет фоторепортером? Фоторепортер фотографирует кафе-бар, его продукцию, меню.

Кто будет авторами рекламного текста для радио, телевидения? Авторы сочиняют рекламный слоган, чтобы покупателям стало интересно посетить это кафе-бар.

Остальные дети будут гостями кафе. Хорошо, мы уже распределили роли, прикрепите себе бейджики, что бы знать у кого какая профессия. В наше рекламное агентство поступила заявка от директора кафе-бара «Красная Шапочка».

- Что должны узнать люди из рекламы?

Ответы детей: Название кафе-бара. Что в нем продается. А также меню в кафе. В рекламе для кафе – бара отражается полезность фруктов и соков для организма.

Предложить игроку (директору кафе) пройти в отдел художников-оформителей и рассказать о своем кафе. В игровом диалоге предложить свой вариант эскиза, выслушать рекламодателя, не перебивать собеседника.

Предложить вместе с фоторепортером посетить кафе-бар, сделать несколько снимков с посетителями в кафе. В соответствии сюжета при необходимости скорректировать рекламный текст.

Воспитатель - Какой должна быть реклама? (доброй, правдивой, яркой, красочной) Дети из заранее сделанных заготовок, делают рекламу. Дети играют и выполняют игровые роли в соответствии с сюжетом.

Воспитатель в роли директора рекламного агентства отслеживает правильность действий детей. Рекламные распространители раздали рекламные листовки, на мольберт прикрепить изготовленный детьми рекламный плакат.

Привлечь внимание на плакат.

- Ребята, смотрите, новая реклама. Давайте посмотрим. «В кафе-баре «Красная Шапочка» проходит дегустация соков и напитков. Свежие соки и напитки очень полезны для здоровья. Приходите все. Наше кафе найдете по стрелкам указателям». Ребята, давайте все вместе пойдем в кафе, идем по стрелкам-указателям.

Воспитатель - Вот мы и пришли.

По окончании игры дети садятся на стульчики и обсуждают, какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень многое в бизнесе зависит от рекламы.

Результат: Осуществлен практический процесс создания рекламы как

необходимого условия реализации продуктов труда

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
Опубликовано: 11 января 2021 в 17:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД