Татьяна Ваганова
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и предупреждения развития плоскостопия «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Земляничка»
Комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки и предупреждения развития плоскостопия
«ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ»
Разработала: воспитатель
МБДОУ №20 «Земляничка»
Ваганова Татьяна Александровна
Г. Кстово 2019 год
УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
КОМПЛЕКС № 1
Публикация «Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и предупреждения развития плоскостопия „Вместе с мамой“» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
(Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки)
1. И. п. : стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за счёт касания стены или гимнастической стенки затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперёд, затем назад, вернуться в исходное положение.
2. И. п. : то же, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
3. И. п. : то же, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать бельё», выпрямиться и постараться снова встать правильно.
4. И. п. : то же, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперёд, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от стены.
5. И. п. : лёжа па спине. Голова, туловище, ноги образуют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.
6. И. п. : лёжа па спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
7. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприседе, с высоким подниманием коленей и т. д.
КОМПЛЕКС № 2
(Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для формирования и закрепления навыка правильной осанки)
1. «Обруч вверх». И. п. : ноги врозь, обруч вниз. 1 – обруч вверх, посмотреть; 2 – к плечам; 3 – вверх; 4 – и. п., сказать «вниз». Следить за перемещением обруча. Повторить 4-5 раз.
2. «Из руки в руку». И. п. : ноги слегка расставить, обруч вниз в правой руке. 1-2 – обруч через сторону вверх, передать в другую руку; 3-4 – и. п. Следить за перемещением обруча. То же, обруч в левой руке. Повторить по 2-3 раза каждой рукой.
3. «Поверни обруч». И. п. : сидя в обруче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1-2 – поворот вправо, повернуть и обруч; 3-4 – и. п. То же влево. Смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.
4. «Посмотри в окошко». И. п. : ноги врозь, обруч перед грудью. 1-2 – одновременно наклон вперёд и обруч вперёд – выдох; 3-4 – и. п. Повторить 4-5 раз.
5. «Положи и возьми». И. п. : ноги слегка расставить, обруч вверх. 1 – присесть, положить обруч; 2 – выпрямиться, руки за спину; 3 – присесть, взять обруч; 4 – и. п. Повторить 4-5 раз.
6. «Весело шагай». И. п. : стоя серединой стопы на обруче, руки на пояс. Приставным шагом двигаться по обручу два полных круга вправо. То же влево. Повторить 2-3 раза.
7. «Глубоко дыши». И. п. : ноги слегка расставить, обруч у плеч, хват с боков. 1 – обруч вверх, вдох; 2 – и. п. – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп выполнения упражнения медленный.
КОМПЛЕКС № 3
(Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки)
1. И. п. : о. с. – палка внизу. 1 – палку вперёд; 2 – вверх, 3 – вперёд; 4 – и. п. Повторить 6-8 раз.
2. И. п. : ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1-3 – плавными движениями поднимать палку назад вверх; 4 – и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3. И. п. : ноги врозь, палка внизу. 1-2 – наклон вперёд, одновременно поднимать руки вперёд, смотреть на руки; 3-4 – и. п. Повторить 6-8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперёд.
4. И. п. : ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 – поднять палку вверх; 2 – наклон вправо; 3 – поднять палку вверх; 4 – и. п. То же в другую сторону. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
5. И. п. : стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 – поворот корпуса вправо, одновременно руки вперёд; 2 – и. п. ; 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
6. И. п. : лёжа на животе, палка в прямых руках. 1-2 – палку вверх, посмотреть на неё; 3-4 – и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6-8 раз.
7. И. п. : сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сзади. 1-4 – ступнями ног катить палку вперёд до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4-6 раз.
8. И. п. : о. с. – палка внизу. 1 – поднять палку вверх, посмотреть на неё – вдох; 2 – и. п. – выдох. Повторить 6-8 раз.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
1. «Ветер дует». И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс – вдох. 1-4 – согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить звук «у-у-у», принять и. п. повторить 6-8 раз.
2. «Гуси шипят». И. п. : стоя, ноги параллельно, руки вниз – вдох. 1-2 – наклон вперёд, голова прямо, руки отвести назад, выдыхая, произносить звук «ш-ш-ш»; 3 – и. п.
3. «Насос». И. п. : стоя, ноги врозь, руки вниз – вдох. 1-2 – наклон вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль туловища, левая – до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносит звук «с-с-с»; 3-4 – и. п., вдох. То же влево. Повторить 4-6 раз.
4. «Каша кипит». И. п. : сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4-6 раз.
5. «Петух». И. п. : ноги слегка расставить, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам и, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
6. «Ёжик». И. п. : сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленно выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямит ноги – вдох. Повторить 4-5 раз.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
1. «Забавный балет».
Встаньте со своим малышом на коврик напротив друг друга, ноги, слегка расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трёх, опуститесь на всю стопу.
Выполните упражнение 3-4 раза, стоя на месте, затем – делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребёнку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.
2. «Едем-едем-едем на велосипеде».
Мама и малыш садятся на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребёнок упирается в стопы мамы. Мама и ребёнок выполняют поочерёдные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя – к себе). Сначала движение выполняется в медленном темпе, а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы малыша были всегда плотно прижаты к стопам мамы.
3. «Поможем маме». На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые крышки, от пластиковых бутылок, фантики и др. Папа и ребёнок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга, между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробку, захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочередно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.
4. «Мы – строители».
Ребёнок и папа располагаются на коврике друг напротив друга, опираясь руками на коврик позади себя. Между ними в произвольном порядке рассыпаются детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). Папа и малыш по очереди, захватывая стопами одну деталь конструктора за другой, пробуют выполнить какую-либо постройку (башню, домик и т. п.). Необходимо отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не только мышцы ног и стоп, но и мышцы брюшного пресса. Если ножки у ребёнка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.
5. «Почтальон принёс письмо».
Папа и ребёнок садятся на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Ребёнку даётся конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальцами ноги и затем, выпрямляя ногу, передаёт его папе. Папа, выполняя те же движения, передаёт конверт обратно ребёнку. При передаче конверта рекомендуется поочередно менять ноги (правая – левая).
6. «Большая птица».
Мама и ребёнок становятся на коврик на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала мама предлагает малышу показать, какие большие у птицы крылья, как она взмахивает ими вверх-вниз. Затем показывает малышу как птица летит: мама становится на одну ногу, туловище наклоняет вперёд, другую ногу приподнимает вверх, руки ставит в стороны – назад. Необходимо стремится, чтобы отведённая нога образовывала одну линию с выпрямленной спиной. После мамы то же движение выполняет ребёнок. Опорную ногу не сгибать, смотреть вперёд. Когда упражнение будет освоено, ребёнок может попробовать выполнить упражнение, приподнимаясь на носок опорной ноги и затем опускаясь на всю стопу.
7. «Шагаем по дорожке».
Ребёнок вслед за мамой повторяет следующие движения:
ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур;
ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить на коврик плотно;
ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров;
Ходить по коврику следует скользящим шагом.
8. «Весёлые друзья».
Папа и ребёнок становятся на коврик рядом друг с другом. Папа показывает имитационные движения, малыш повторяет их вслед за ним. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спинку надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперёд.
«Мишка» – ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперёд, пальцы рук широко расставлены. (При ходьбе можно произносить звук «р-р-р».).
«Гусь» – ходьба на пятках, руки в стороны – вниз. (Можно произносить «га-га-га».).
«Лисёнок» – плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при этом разноименную руку плавно направлять вперёд перед грудью).