Ольга Чикарова
Комплексный подход к работе с одаренными детьми
▼ Скачать +Заказ
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
– принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
– принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.
Публикация «Комплексный подход к работе с одаренными детьми» размещена в разделах
– принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т. д.);
– принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
Программой были определены следующие этапы, позволяющие простроить целостную систему работы.
1. Диагностико-организационный этап – в этот период была проведена комплексная психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса. Изучены стратегии и технологии работы с одарёнными детьми.
2. Практический этап – на этом этапе осуществлялась работа по трем направлениям: работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями :
Были составлены индивидуальные планы развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания динамики.
Педагогами была составлена индивидуальная программа сопровождения ребенка в случае яркого проявления определенного вида одаренности.
Данный этак включал в себя пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
Выпускались методические рекомендаций, памятки по работе с одарёнными детьми, проводились интеллектуально-творческие мероприятия, систематизировалась вся работа по данной программе.
Итогово-аналитический этап включал в себя подведение итогов работы с одаренными детьми :
• Обобщены результаты предыдущего этапа реализации;
• Проведен мониторинг личных достижений воспитанников;
• Проанализированы и обобщены результаты развития одаренных детей;
• Проанализирована деятельность воспитателей по организации работы с одаренными детьми;
• Определены проблемы, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработан перспективный плана-программы дальнейшей работы в этом направлении;
• Проведена коррекция и уточнение программы.
Были использованы следующие формы работы с одаренными детьми :
• интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
• мероприятия ДОУ; муниципальные, региональные, всероссийские конкурсы;
• психологические тренинги, тестирование;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных занятий по интересам;
Таким образом, все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Благодаря этому, дети с признаками одаренности смогли реализовать свои способности в выставках, организованных в ДОУ, дистанционных конкурсах, во время индивидуальной работы и непосредственно образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.