Папки-передвижки

Комплексное занятие по развитию речи «Закрепление пройденных букв»

НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
Комплексное занятие по развитию речи «Закрепление пройденных букв»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Закрепление пройденных букв»

Ход занятия

Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать

Обучение чтению. Закрепление ранее изученных букв

Темочки:

Цель: Закрепление представлений о ранее изученных буквах, их зрительных образах. Развитие навыка слогового чтения, узнавания звука на слух. Развитие фонематического слуха.

Материалы: игрушка Мишка, дудка или свисток, каждому - карточки с буквами «Г», «Т», «С».

Дети встают в круг.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на паровозике, на котором машинистом будет Мишка. Он будет привозить нас на разные станции, где вас будут ждать приключения и интересные задания. Итак, в путь! (Педагог определяет ребенка-«паровозика», то есть начало поезда, и дает ему в руки «машиниста»-Мишку. Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на пояс впереди стоящему соседу и движутся по кругу под песенку: «Мы едем, едем, едем…»

Вдруг раздается гудок (педагог дует в дудку или свисток.). Паровоз останавливается.

- Первая остановка на станции «Букварик»! Мы приехали в гости к нашим знакомым буквам. Они решили проверить, умеете ли вы разгадывать загадки!

(Дети садятся на места. Положите перед каждым ребенком слева карточки с буквами «Т», «С», «Г», а на доске прикрепите слоги:

«ТА» «СИ» «ГИ»

«ТУ» «СО» «ГУ».)

Педагог и дети хором прочитывают эти слоги перед отгадыванием загадок.)

- Интересно, какие же загадки подготовили для вас буквы? Вот первая:

Синяя вата по небу плывёт,

Вата набухнет, и дождик пойдёт. Что это за синяя вата, догадались? (Туча.)

- Правильно! На какую букву начинается слово «Туча»? Поднимите нужную карточку (На «Т». Дети поднимают карточку с «Т».) А какой первый слог в слове «Туча»? (Ту.) Кто пойдёт к доске и покажет этот слог среди других? (Ребенок идёт.) – Молодец! Верно!

Вторая загадка:

Без его тепла и света

Никогда не будет лета.

Пусть заглянет к нам в оконце

Наше ласковое … (солнце).

- Солнце, правильно! На какую букву это слово? (На букву «С».) Поднимите нужную карточку. Хорошо! А на какой слог начинается слово «Сооолнце»? (На «Со».) Верно! Покажите на доске этот слог.

(Ребенок выходит и показывает слог «СО».)

- Молодец! Слушайте третью загадку:

Заползает на кусты,

Ест и листья, и цветы.

А когда момент настанет,

Легкой бабочкою станет. Кто это? (Гусеница.)

(Дети поднимают сначала букву «Г», потом показывают на доске слог «ГУ».)

- Молодцы! Буквы очень довольны вашими ответами! А теперь пора ехать дальше, садитесь в паровоз!

Дети «сцепляются в паровозик» и проезжают 1 круг. Гудок, состав останавливается.

Развитие моторики. «Дрова»

Цель: развитие моторики и воображения, развитие умения обращаться с прищепками.

Материалы: кукла Аня, картонный квадрат 10х10 см, прищепки в тарелочке (12 шт. каждому, готовый образец.

- Ой, наш паровоз остановился… Интересно, что случилось, Мишка?

Мишка: - Дрова закончились! Ведь паровоз, как и печка, топится с помощью дров. Нужны новые дрова.

- Дров-то мы соберем!

- Чтобы дрова было удобнее бросать в топку, их нужно аккуратно сложить, вот так (показывает заготовку картонного квадрата с прицепленными прищепками, по три на каждой стороне.) Сможете, ребята? (Сможем)

Дети прицепляют прищепки к квадрату и отдают Мишке.

Затем поезд едет дальше.

Развитие речи. Рассказ В. А. Асеевой «Волшебное слово»

Цель: развитие речи и словарного запаса, формирование умения слушать, развитие эмоциональной сферы, ознакомление с разными видами сказок.

Материалы: иллюстрации по рассказу или настольный театр.

- Остановка на станции «Читалкино». Здесь все слушают сказки и рассказы. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте историю про мальчика Павлика под названием «Волшебное слово».

(Педагог читает рассказ В. А. Асеевой «Волшебное слово» и, если позволяет оснащение показывает ее с помощью настольного театра.)

Развитие моторики. «Рельсы, шпалы»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: Кукла Аня, пластилиновая основа, фасоль, спички (без серы.).

Дети проезжают паровозиком 1 круг под веселую музыку.

- Опять остановка! Что там на этот раз?

Мишка - Кто-то разобрал дорогу! Несколько метров нет ни рельсов, ни шпал. Придётся, ребята, нам самим восстановить пути.

(Дети получают пластилиновую основу, фасоль, спички.)

- С помощью фасоли мы выкладываем две палочки-рельсы. Расстояние между ними равно длине спички. Когда рельсы будут готовы, выкладывайте шпалы с помощью спичек, вдавливая их в пластилин.

Дети работают под слова потешки:

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Починили тут и там.

Время двигаться настало,

Все садимся по местам.

Паровоз поёт «Ту-ту-у-у!»

Слышно даже за версту!

Развитие речи. Игра «Три слова»

Цель: развитие речи, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире.

Материалы: мяч.

- Станция «Сообразилкино». Здесь вас ждёт игра «Три слова».

Дети становятся в линию,педагог встаёт перед ними с мячом. Каждому участнику по очереди педагог бросает мяч и задаёт вопрос. Нужно дать сразу три ответа, делая при этом три шага вперёд, - то есть с каждым шагом давать по слову-ответу, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (Платье, еду, игрушку.)

- Во что можно играть? (В прятки, шашки, жмурки.)

- Что можно есть? (Суп, рыбу, картошку.) и т. д.

- Что можно сшить?

- Что можно пить?

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что (или кто) может плавать?

- Что (кто) может скакать?

- Что можно делать?

- Что нельзя делать?

Физминутка. Игра «Вежливые прятки»

Слов волшебных не забудь.

Мы напомним их сейчас:

Слово «Здравствуй» - это раз.

«До свиданья» - это два.

(Их забудешь ты едва.)

Три – всегда благодари

И «спасибо» говори.

А четыре – невзначай

«На здоровье» отвечай.

Виноват – спеши сказать

«Извините». Это пять.

Постановка этюдов по мотивам рассказа «Волшебное слово».

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы. Знакомство с разными интонациями. Формирование умения действовать в соответствии с заданной ролью.

Материалы: Краски, поднос, морковка, «пирожки», полотенце, столы, стулья.

Развитие восприятия. «Волшебный мешочек»

Цель: развитие восприятия, мышления (анализа и синтеза собственных ощущений).

Материалы: сорока (можно изобразить кистью руки взрослого, непрозрачный мешочек с узким горлышком, в который кладется: ложка, ключ, шарик, кубик, ластик, монетка, конфетка, кольцо, палочка, треугольник из блоков Дьенеша, маленькая машинка и т. д. Количество предметов кратно количеству детей в группе.

- Приехали мы на полянку – а тут сорока сидит, в клюве колечко держит! А рядом с ней – мешочек, в который она сложила всё, что утащила у разных мальчиков и девочек.

- Сорока, сорока,

Где была? – Далеко!

Всюду летала,

Вещи хватала:

У кого - монетку,

У кого – конфетку,

У кого – машинку,

У кого – картинку,

Всё сложила я в мешок,

Чтоб забрать никто не смог!

- Ах, сорока, ну как же тебе не стыдно! Верни всё, что ты украла у ребят!

- Верну, но с одним условием!

- С каким условием?

- Я верну только те предметы, которые ребята отгадают на ощупь – не глядя на них! Сколько отгадают, столько и верну!

- Трудную задачку ты нам задала, сорока! Ну ничего, попробуем!

Ребята по одному подходят к мешочку, нащупывают предмет, говорят предположительно, что это, затем вытаскивают и проверяют свою догадку.

То, что отгадано, кладется на тарелочку. То, что не отгадано, бросается обратно в мешочек. Игра идёт до тех пор, пока все предметы не окажутся в тарелочке.

Математика + развитие внимания «Кто сидит на лесенке?»

Цель: Отработка понятий «выше, ниже», «между», «над», «под», порядковый счет в пределах пяти, развитие внимания.

Материалы: раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу.)

- Мы прибыли на станцию «Математическую». Пришло время посчитать!

(Дети получают 1-й раздаточный лист.)

- Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок.)

- Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять.)

- Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку «5».)

- Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка.)

- Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок.)

- Какая верхняя ступенька по счёту? (Пятая.)

- Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака.)

- На какой ступеньке сидит кошка? (На второй.)

- Покажите карточку с этим номером. (Два.)

- Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка.)

- Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака.)

- Кто летает над лестницей? (Три стрекозы.)

- Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один.)

- Что растёт под лестницей? (Одуванчики.)

- Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают «5».)

- А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

(Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.)

- Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.

(Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.

- Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.

- Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.

- Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии.)

Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

Массажная пауза. «Котёнок и клубок»

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки»

Цель: развитие мелкой моторики руки. Отработка понятий «большой-маленький», Развитие мышления (анализа, сравнения). Формирование умения работы с тестом, развитие творческого начала детской личности.

Материал: соленое тесто (каждому кусок величиной примерно с три грецких ореха, поднос.

- Вот мы и на станции «Бубликово». Здесь бабушка Павлика пекла пирожки, а мы с вами будем печь баранки и бублики. Чем баранки отличаются от бубликов? (Размером. Баранки маленькие, бублики – большие)

- А что у них общего? (Они круглые. И готовятся из теста.)

- Правильно, молодцы!

- Разделите тесто на три одинаковых части. Готово? Две части отложите, одну положите перед собой, будем с ней работать. Разомните этот кусочек пальчиками, чтобы он стал послушным в ваших руках, мягким. Скатайте из него шарик. Раскатайте в колбаску, согните её в круг и слепите начало и конец колбаски, смочив место соединения водой, чтобы лучше держалось.

- Что у нас получилось? (Баранка.)

- Верно, баранка!

Вынесла Оксаночка

Вкусные бараночки:

Ребятишек угостила,

Никого не позабыла!

Все баранками хрустят,

И её благодарят.

- На какую букву похожа наша баранка? (На букву «О».)

- Верно. Теперь возьмите два оставшихся кусочка, соедините их вместе – из получившегося куска теста будем делать бублик.

Так же, как в первый раз, разминайте тесто руками, скатывайте в шарик. Затем – в колбаску. В колбаске соединяем начало и конец и получаем готовый бублик!

Все баранки и бублики выкладываются на общий поднос. Поверхность баранок и бубликов можно украсить узорами, состоящими из черточек и точек, с помощью пластилиновой стеки, зубочистки (внимание! – работа с зубочисткой проводится строго под присмотром взрослого. Детям до 5 лет зубочистки не даём)

Баранки и бублики подсушиваются или запекаются, затем раскрашиваются желтой и коричневой акварельной краской.

Конструирование. «Коврик»

Цель: Развитие мышления, отработка понятий «больше-меньше», развитие умения составлять целое из деталей.

Материалы: кукла Галя, раздаточный лист, палочки Кюизенера.

- Ехали мы, ехали, и приехали в гости к девочке Гале, у которой много домашних животных.

(Дети получают раздаточный лист.)

- Посчитай, сколько домашних питомцев у неё в комнате. (Пять домашних питомцев.)

- Назовите их от большего к меньшему. (Собака – раз, кошка – два, попугай – три, морская свинка – четыре, мышка – пять.)

- Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Самый большой? (Собака.)

- Палочки каких цветов нам понадобятся для работы с ковриком? (Красные и голубые.)

- Сколько голубых палочек? (Три.) Сколько красных? (Три.)

- Положите на лист палочки тех же размеров и цветов, что и на рисунке.

Дети работают с ковриком под слова потешки:

Мы украсим очень быстро

Коврик мягкий и пушистый.

Всех питомцев посчитаем:

Кошек-мышек, попугаев!

Аппликация. «Паровозик»

Цель: развитие творческих способностей, развитие умения работать с клеем, составлять композицию из отдельных частей.

Материалы: белый лист, клей, фигуры из разноцветной бумаги: красный прямоугольник 15х7 см (основная горизонтальная часть паровоза, два квадрата: большой красный 7х7 см (вертикальная часть паровоза) и маленький оранжевый 4х4 см (окошко на вертикальной части паровоза, два одинаковых синих кружка диаметром 3 см (колеса паровоза, два синих треугольника (равносторонний 3х3х3см – «труба паровоза» и «бампер паровоза» с широкой стороной в 7 см.)

- Опять остановка! Паровоз перегрелся и вышел из строя… Нужно срочно сделать новый паровоз! ( На доске вешается готовая аппликация: красный паровоз с синей трубой, бампером и колесами, и оранжевым окошком.)

- Положите перед собой детали аппликации. Какие знакомые геометрические фигуры вы видите? (Два круга, два треугольника, два квадрата, один прямоугольник.)

- Назовите все фигуры синего цвета. (Два треугольника и два кружка.)

- Назовите все фигуры красного цвета. (Прямоугольник и квадрат.)

- Назовите фигуры оранжевого цвета. (Квадрат.)

- Выложите из фигур красного цвета основу паровоза (можно смотреть на образец).

- Теперь положите оранжевое окошко.

- Добавьте синие фигуры – колеса, трубу и бампер – так называется щиток, который защищает переднюю часть паровоза от ударов и повреждений.

Дети выкладывают паровоз, затем приклеивают его части на бумагу под слова потешки:

Подготовка руки к письму + Свободное раскрашивание

Цель: развитие графо-моторных функций, формирование положительной мотивации к раскрашиванию.

Материалы: рабочий лист, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

- Сорока рассердилась, что мы забрали у неё все вещи из волшебного мешочка, и утащила шпалы из-под нашего весёлого паровоза. Ему пришлось срочно остановиться!

Хорошо, ребята, что вы уже умеете рисовать шпалы и сможете быстро починить железную дорогу!

Дети берут карандаши и на рабочих листах рисуют палочки между рельсами. Затем взрослый предлагает им дорисовать под железной дорогой ёлочки и домики.

Затем дети раскрашивают цветными карандашами паровоз и пейзаж вокруг железной дороги под весёлую музыку.

Пальчиковая гимнастика

1, 2, 3, 4, 5,

(Трём ладонь о ладонь.)

Пальцы вышли поиграть!

(Сжимаем и разжимаем кисти.)

То все вместе соберутся,

(Соединяем пальцы «пучком».)

То обратно разбегутся.

(Растопыриваем пальцы, ладони напряжены.)

Есть один у них герой

По прозванию «Большой».

(Пальцы в кулачках, выставляем только большие.)

С каждым может повстречаться,

С каждым может пообщаться.

(Большим пальцем по очереди касаемся всех остальных в ладони.)

Встали пальцы по порядку,

Начинают физзарядку.

(И. П. пальцы сжаты в кулачок. Разгибаем по одному пальцу.)

Раз наклон, два наклон,

(Сгибаем ладони вперёд.)

Влево, вправо – с двух сторон.

(Наклоны кистей влево-вправо.)

А когда приходит осень,

(Вращение кистями.)

Братцы-пальцы мёрзнут очень.

(Трясём кистями рук, изображая дрожь.)

Заболеть они боятся,

Пальцам надо одеваться!

(«Надеваем перчатки» на каждый палец – то правой рукой на пальцы левой руки, то наоборот.)

Развитие памяти. Игра «Добавь слово»

Цель: развитие слуховой памяти, речи.

Материалы: Мяч.

- Сегодня мы много путешествовали и многое видели из нашего паровоза.

Давайте вспомним, что именно мы видели, с помощью игры. Я начинаю предложение так:

«Мы проехали полсвета и увидели всё это: деревья…» Теперь я передаю мяч Оле, она повторяет моё предложение и добавляет своё слово: (Оля говорит вместе со взрослым) : «Мы проехали полсвета и увидели всё это: деревья, домики…» Оля передаёт мяч следующему ребёнку, он повторяет весь предыдущий текст и добавляет своё слово и т. д. Называть можно любые предметы, которые можно увидеть из окна паровоза.

Прощание

Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Хоть и жалко расходиться,

Время нам пришло проститься.

Мы сюда придём опять

Заниматься и играть.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы»Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы» Программное содержание: • Расширять представления о первоцветах, бережном отношении человека к природе. • Формировать реалистическое представление.

Комплексное занятие по развитию речи с элементами лепки «Человек»Комплексное занятие по развитию речи с элементами лепки «Человек» Какие мы? Цель: учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать желание заботливо относится к своему здоровью.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по развитию речи «Закрепление пройденных букв»
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 07:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по развитию речи «Закрепление пройденных букв»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА (УИ 1121551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД