НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
Комплексное занятие по развитию речи «Закрепление пройденных букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Закрепление пройденных букв»
Ход занятия
Приветствие
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать
Обучение чтению. Закрепление ранее изученных букв
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Закрепление представлений о ранее изученных буквах, их зрительных образах. Развитие навыка слогового чтения, узнавания звука на слух. Развитие фонематического слуха.
Материалы: игрушка Мишка, дудка или свисток, каждому - карточки с буквами «Г», «Т», «С».
Дети встают в круг.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на паровозике, на котором машинистом будет Мишка. Он будет привозить нас на разные станции, где вас будут ждать приключения и интересные задания. Итак, в путь! (Педагог определяет ребенка-«паровозика», то есть начало поезда, и дает ему в руки «машиниста»-Мишку. Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на пояс впереди стоящему соседу и движутся по кругу под песенку: «Мы едем, едем, едем…»
Вдруг раздается гудок (педагог дует в дудку или свисток.). Паровоз останавливается.
- Первая остановка на станции «Букварик»! Мы приехали в гости к нашим знакомым буквам. Они решили проверить, умеете ли вы разгадывать загадки!
(Дети садятся на места. Положите перед каждым ребенком слева карточки с буквами «Т», «С», «Г», а на доске прикрепите слоги:
«ТА» «СИ» «ГИ»
«ТУ» «СО» «ГУ».)
Педагог и дети хором прочитывают эти слоги перед отгадыванием загадок.)
- Интересно, какие же загадки подготовили для вас буквы? Вот первая:
Синяя вата по небу плывёт,
Вата набухнет, и дождик пойдёт. Что это за синяя вата, догадались? (Туча.)
- Правильно! На какую букву начинается слово «Туча»? Поднимите нужную карточку (На «Т». Дети поднимают карточку с «Т».) А какой первый слог в слове «Туча»? (Ту.) Кто пойдёт к доске и покажет этот слог среди других? (Ребенок идёт.) – Молодец! Верно!
Вторая загадка:
Без его тепла и света
Никогда не будет лета.
Пусть заглянет к нам в оконце
Наше ласковое … (солнце).
- Солнце, правильно! На какую букву это слово? (На букву «С».) Поднимите нужную карточку. Хорошо! А на какой слог начинается слово «Сооолнце»? (На «Со».) Верно! Покажите на доске этот слог.
(Ребенок выходит и показывает слог «СО».)
- Молодец! Слушайте третью загадку:
Заползает на кусты,
Ест и листья, и цветы.
А когда момент настанет,
Легкой бабочкою станет. Кто это? (Гусеница.)
(Дети поднимают сначала букву «Г», потом показывают на доске слог «ГУ».)
- Молодцы! Буквы очень довольны вашими ответами! А теперь пора ехать дальше, садитесь в паровоз!
Дети «сцепляются в паровозик» и проезжают 1 круг. Гудок, состав останавливается.
Развитие моторики. «Дрова»
Цель: развитие моторики и воображения, развитие умения обращаться с прищепками.
Материалы: кукла Аня, картонный квадрат 10х10 см, прищепки в тарелочке (12 шт. каждому, готовый образец.
- Ой, наш паровоз остановился… Интересно, что случилось, Мишка?
Мишка: - Дрова закончились! Ведь паровоз, как и печка, топится с помощью дров. Нужны новые дрова.
- Дров-то мы соберем!
- Чтобы дрова было удобнее бросать в топку, их нужно аккуратно сложить, вот так (показывает заготовку картонного квадрата с прицепленными прищепками, по три на каждой стороне.) Сможете, ребята? (Сможем)
Дети прицепляют прищепки к квадрату и отдают Мишке.
Затем поезд едет дальше.
Развитие речи. Рассказ В. А. Асеевой «Волшебное слово»
Цель: развитие речи и словарного запаса, формирование умения слушать, развитие эмоциональной сферы, ознакомление с разными видами сказок.
Материалы: иллюстрации по рассказу или настольный театр.
- Остановка на станции «Читалкино». Здесь все слушают сказки и рассказы. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте историю про мальчика Павлика под названием «Волшебное слово».
(Педагог читает рассказ В. А. Асеевой «Волшебное слово» и, если позволяет оснащение показывает ее с помощью настольного театра.)
Развитие моторики. «Рельсы, шпалы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: Кукла Аня, пластилиновая основа, фасоль, спички (без серы.).
Дети проезжают паровозиком 1 круг под веселую музыку.
- Опять остановка! Что там на этот раз?
Мишка - Кто-то разобрал дорогу! Несколько метров нет ни рельсов, ни шпал. Придётся, ребята, нам самим восстановить пути.
(Дети получают пластилиновую основу, фасоль, спички.)
- С помощью фасоли мы выкладываем две палочки-рельсы. Расстояние между ними равно длине спички. Когда рельсы будут готовы, выкладывайте шпалы с помощью спичек, вдавливая их в пластилин.
Дети работают под слова потешки:
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы
Починили тут и там.
Время двигаться настало,
Все садимся по местам.
Паровоз поёт «Ту-ту-у-у!»
Слышно даже за версту!
Развитие речи. Игра «Три слова»
Цель: развитие речи, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире.
Материалы: мяч.
- Станция «Сообразилкино». Здесь вас ждёт игра «Три слова».
Дети становятся в линию,педагог встаёт перед ними с мячом. Каждому участнику по очереди педагог бросает мяч и задаёт вопрос. Нужно дать сразу три ответа, делая при этом три шага вперёд, - то есть с каждым шагом давать по слову-ответу, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (Платье, еду, игрушку.)
- Во что можно играть? (В прятки, шашки, жмурки.)
- Что можно есть? (Суп, рыбу, картошку.) и т. д.
- Что можно сшить?
- Что можно пить?
- Что можно варить?
- Что можно читать?
- Чем можно рисовать?
- Что может летать?
- Что (или кто) может плавать?
- Что (кто) может скакать?
- Что можно делать?
- Что нельзя делать?
Физминутка. Игра «Вежливые прятки»
Слов волшебных не забудь.
Мы напомним их сейчас:
Слово «Здравствуй» - это раз.
«До свиданья» - это два.
(Их забудешь ты едва.)
Три – всегда благодари
И «спасибо» говори.
А четыре – невзначай
«На здоровье» отвечай.
Виноват – спеши сказать
«Извините». Это пять.
Постановка этюдов по мотивам рассказа «Волшебное слово».
Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы. Знакомство с разными интонациями. Формирование умения действовать в соответствии с заданной ролью.
Материалы: Краски, поднос, морковка, «пирожки», полотенце, столы, стулья.
Развитие восприятия. «Волшебный мешочек»
Цель: развитие восприятия, мышления (анализа и синтеза собственных ощущений).
Материалы: сорока (можно изобразить кистью руки взрослого, непрозрачный мешочек с узким горлышком, в который кладется: ложка, ключ, шарик, кубик, ластик, монетка, конфетка, кольцо, палочка, треугольник из блоков Дьенеша, маленькая машинка и т. д. Количество предметов кратно количеству детей в группе.
- Приехали мы на полянку – а тут сорока сидит, в клюве колечко держит! А рядом с ней – мешочек, в который она сложила всё, что утащила у разных мальчиков и девочек.
- Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!
Всюду летала,
Вещи хватала:
У кого - монетку,
У кого – конфетку,
У кого – машинку,
У кого – картинку,
Всё сложила я в мешок,
Чтоб забрать никто не смог!
- Ах, сорока, ну как же тебе не стыдно! Верни всё, что ты украла у ребят!
- Верну, но с одним условием!
- С каким условием?
- Я верну только те предметы, которые ребята отгадают на ощупь – не глядя на них! Сколько отгадают, столько и верну!
- Трудную задачку ты нам задала, сорока! Ну ничего, попробуем!
Ребята по одному подходят к мешочку, нащупывают предмет, говорят предположительно, что это, затем вытаскивают и проверяют свою догадку.
То, что отгадано, кладется на тарелочку. То, что не отгадано, бросается обратно в мешочек. Игра идёт до тех пор, пока все предметы не окажутся в тарелочке.
Математика + развитие внимания «Кто сидит на лесенке?»
Цель: Отработка понятий «выше, ниже», «между», «над», «под», порядковый счет в пределах пяти, развитие внимания.
Материалы: раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу.)
- Мы прибыли на станцию «Математическую». Пришло время посчитать!
(Дети получают 1-й раздаточный лист.)
- Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок.)
- Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять.)
- Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку «5».)
- Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка.)
- Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок.)
- Какая верхняя ступенька по счёту? (Пятая.)
- Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака.)
- На какой ступеньке сидит кошка? (На второй.)
- Покажите карточку с этим номером. (Два.)
- Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка.)
- Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака.)
- Кто летает над лестницей? (Три стрекозы.)
- Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один.)
- Что растёт под лестницей? (Одуванчики.)
- Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают «5».)
- А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.
(Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.)
- Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
(Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
- Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
- Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
- Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии.)
Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.
Массажная пауза. «Котёнок и клубок»
Лепка из соленого теста «Бублики, баранки»
Цель: развитие мелкой моторики руки. Отработка понятий «большой-маленький», Развитие мышления (анализа, сравнения). Формирование умения работы с тестом, развитие творческого начала детской личности.
Материал: соленое тесто (каждому кусок величиной примерно с три грецких ореха, поднос.
- Вот мы и на станции «Бубликово». Здесь бабушка Павлика пекла пирожки, а мы с вами будем печь баранки и бублики. Чем баранки отличаются от бубликов? (Размером. Баранки маленькие, бублики – большие)
- А что у них общего? (Они круглые. И готовятся из теста.)
- Правильно, молодцы!
- Разделите тесто на три одинаковых части. Готово? Две части отложите, одну положите перед собой, будем с ней работать. Разомните этот кусочек пальчиками, чтобы он стал послушным в ваших руках, мягким. Скатайте из него шарик. Раскатайте в колбаску, согните её в круг и слепите начало и конец колбаски, смочив место соединения водой, чтобы лучше держалось.
- Что у нас получилось? (Баранка.)
- Верно, баранка!
Вынесла Оксаночка
Вкусные бараночки:
Ребятишек угостила,
Никого не позабыла!
Все баранками хрустят,
И её благодарят.
- На какую букву похожа наша баранка? (На букву «О».)
- Верно. Теперь возьмите два оставшихся кусочка, соедините их вместе – из получившегося куска теста будем делать бублик.
Так же, как в первый раз, разминайте тесто руками, скатывайте в шарик. Затем – в колбаску. В колбаске соединяем начало и конец и получаем готовый бублик!
Все баранки и бублики выкладываются на общий поднос. Поверхность баранок и бубликов можно украсить узорами, состоящими из черточек и точек, с помощью пластилиновой стеки, зубочистки (внимание! – работа с зубочисткой проводится строго под присмотром взрослого. Детям до 5 лет зубочистки не даём)
Баранки и бублики подсушиваются или запекаются, затем раскрашиваются желтой и коричневой акварельной краской.
Конструирование. «Коврик»
Цель: Развитие мышления, отработка понятий «больше-меньше», развитие умения составлять целое из деталей.
Материалы: кукла Галя, раздаточный лист, палочки Кюизенера.
- Ехали мы, ехали, и приехали в гости к девочке Гале, у которой много домашних животных.
(Дети получают раздаточный лист.)
- Посчитай, сколько домашних питомцев у неё в комнате. (Пять домашних питомцев.)
- Назовите их от большего к меньшему. (Собака – раз, кошка – два, попугай – три, морская свинка – четыре, мышка – пять.)
- Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Самый большой? (Собака.)
- Палочки каких цветов нам понадобятся для работы с ковриком? (Красные и голубые.)
- Сколько голубых палочек? (Три.) Сколько красных? (Три.)
- Положите на лист палочки тех же размеров и цветов, что и на рисунке.
Дети работают с ковриком под слова потешки:
Мы украсим очень быстро
Коврик мягкий и пушистый.
Всех питомцев посчитаем:
Кошек-мышек, попугаев!
Аппликация. «Паровозик»
Цель: развитие творческих способностей, развитие умения работать с клеем, составлять композицию из отдельных частей.
Материалы: белый лист, клей, фигуры из разноцветной бумаги: красный прямоугольник 15х7 см (основная горизонтальная часть паровоза, два квадрата: большой красный 7х7 см (вертикальная часть паровоза) и маленький оранжевый 4х4 см (окошко на вертикальной части паровоза, два одинаковых синих кружка диаметром 3 см (колеса паровоза, два синих треугольника (равносторонний 3х3х3см – «труба паровоза» и «бампер паровоза» с широкой стороной в 7 см.)
- Опять остановка! Паровоз перегрелся и вышел из строя… Нужно срочно сделать новый паровоз! ( На доске вешается готовая аппликация: красный паровоз с синей трубой, бампером и колесами, и оранжевым окошком.)
- Положите перед собой детали аппликации. Какие знакомые геометрические фигуры вы видите? (Два круга, два треугольника, два квадрата, один прямоугольник.)
- Назовите все фигуры синего цвета. (Два треугольника и два кружка.)
- Назовите все фигуры красного цвета. (Прямоугольник и квадрат.)
- Назовите фигуры оранжевого цвета. (Квадрат.)
- Выложите из фигур красного цвета основу паровоза (можно смотреть на образец).
- Теперь положите оранжевое окошко.
- Добавьте синие фигуры – колеса, трубу и бампер – так называется щиток, который защищает переднюю часть паровоза от ударов и повреждений.
Дети выкладывают паровоз, затем приклеивают его части на бумагу под слова потешки:
Подготовка руки к письму + Свободное раскрашивание
Цель: развитие графо-моторных функций, формирование положительной мотивации к раскрашиванию.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
- Сорока рассердилась, что мы забрали у неё все вещи из волшебного мешочка, и утащила шпалы из-под нашего весёлого паровоза. Ему пришлось срочно остановиться!
Хорошо, ребята, что вы уже умеете рисовать шпалы и сможете быстро починить железную дорогу!
Дети берут карандаши и на рабочих листах рисуют палочки между рельсами. Затем взрослый предлагает им дорисовать под железной дорогой ёлочки и домики.
Затем дети раскрашивают цветными карандашами паровоз и пейзаж вокруг железной дороги под весёлую музыку.
Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4, 5,
(Трём ладонь о ладонь.)
Пальцы вышли поиграть!
(Сжимаем и разжимаем кисти.)
То все вместе соберутся,
(Соединяем пальцы «пучком».)
То обратно разбегутся.
(Растопыриваем пальцы, ладони напряжены.)
Есть один у них герой
По прозванию «Большой».
(Пальцы в кулачках, выставляем только большие.)
С каждым может повстречаться,
С каждым может пообщаться.
(Большим пальцем по очереди касаемся всех остальных в ладони.)
Встали пальцы по порядку,
Начинают физзарядку.
(И. П. пальцы сжаты в кулачок. Разгибаем по одному пальцу.)
Раз наклон, два наклон,
(Сгибаем ладони вперёд.)
Влево, вправо – с двух сторон.
(Наклоны кистей влево-вправо.)
А когда приходит осень,
(Вращение кистями.)
Братцы-пальцы мёрзнут очень.
(Трясём кистями рук, изображая дрожь.)
Заболеть они боятся,
Пальцам надо одеваться!
(«Надеваем перчатки» на каждый палец – то правой рукой на пальцы левой руки, то наоборот.)
Развитие памяти. Игра «Добавь слово»
Цель: развитие слуховой памяти, речи.
Материалы: Мяч.
- Сегодня мы много путешествовали и многое видели из нашего паровоза.
Давайте вспомним, что именно мы видели, с помощью игры. Я начинаю предложение так:
«Мы проехали полсвета и увидели всё это: деревья…» Теперь я передаю мяч Оле, она повторяет моё предложение и добавляет своё слово: (Оля говорит вместе со взрослым) : «Мы проехали полсвета и увидели всё это: деревья, домики…» Оля передаёт мяч следующему ребёнку, он повторяет весь предыдущий текст и добавляет своё слово и т. д. Называть можно любые предметы, которые можно увидеть из окна паровоза.
Прощание
Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Хоть и жалко расходиться,
Время нам пришло проститься.
Мы сюда придём опять
Заниматься и играть.