Надежда Дернович
Комплексное занятие по ФЭМП во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сравнение двух предметов по высоте.
Пояснительная записка
Цель:
Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с приемами сравнения двух предметов по высоте.
Задачи:
o создать условия для ознакомлением с понятиями: «низкий», «высокий»;
o создать условия закрепления понятий: «большой», «маленький», «длинный», «короткий»; «много», «мало»
o создать условия для закрепления знания геометрических фигур и цвета;
o создать условия для развития мелкой моторики;
Публикация «Комплексное занятие по ФЭМП во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
o создать условия для воспитания доброжелательности, умения слышать и понимать тех, кто рядом.
Предполагаемые приемы и методы:
Рассказ воспитателя, объяснение, постановка проблемы, вопросы к детям, дидактические игры, загадывание загадок, использование наглядного материала, оздоровительная минутка, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, рефлексия.
Материалы и оборудование: игрушки мишки, зайки, геометрические фигуры разных цветов и размеров, два стакана, вода, напечатанные следы зверей.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель и дети заходят в группу и видя на полу следы.
Воспитатель:
Дети, пока нас не было, кто-то пришел к нам. Видите следы? Кто бы это мог быть, вы не знаете? А чьи это следы? (ответы детей).
И я не знаю.
Вопросы:
-Что делать? Как узнать, чьи следы? (ответы детей).
(Надо пойти по следам и найти тех, кто эти следы оставил).
Воспитатель и дети идут и находят Мишку и Зайку, которые сидят, отвернувшись друг от друга.
Вопрос:
-Почему они сидят, отвернувшись друг от друга? (ответы детей)
Воспитатель спрашивает у Мишки и Зайки, что случилось, и узнает, что они спорят о том, кто из них выше.
Постановка проблемы:
-Кто из них выше? (ответы детей)
-Как узнать? (поставить рядом).
Вопросы:
- Покажите ушки у Мишки и у Зайки (дети показывают).
- Какие они у Мишки-топтыжки? (короткие).
- А у Заиньки? (длинные).
- У кого ушки длиннее? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Мишка и Зайка долго шли, устали, наверное, пить хотят. Напоим их водичкой?
У нас есть стакан, наполним его водой. Стакан был пустой, а теперь – полный.
- Сколько в нем воды? (Много).
-Как вы считаете, кто выпьет больше воды? (Мишка, потому что он больше)
-Наливаем из полного стакана воду в другой (тоже пустой) стакан.
- Сколько воды в этом стакане? (Мало).
- А в каком, много? (В другом).
- В одном стакане много воды, в другом - мало.
-Как вы думаете, из какого стакана будем поить Мишку? (Ответы детей).
Физминутка:
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Дети садятся за столы.
Постановка проблемы:
Воспитатель: Дети, у Мишки и Зайки домики совсем развалились. Как зиму перезимовать? Что им делать, как быть?
( ответы детей: помочь, построить, нарисовать и т. д.).
- Поможем зверятам построить домики? Мы уже с вами знаем, из каких геометрических фигур можно построить дом. Давайте вспомним, как они называются.
(Показ геометрических фигур, ответы детей).
У каждого ребенка - по два комплекта геометрических фигур разного размера и цвета.
Большой квадрат стена;
Большой треугольник - крыша;
Маленький квадрат - окно;
Маленький круг - окно на крышу.
Вопросы:
-Дети, какой дом нужен для Мишки-топтыжки? (Большой, высокий).
-Какой дом нужен для Зайки-попрыгайки? (поменьше и пониже).
(Дети выкладывают на столах домики из геометрических фигур. Тому кто справился, предложить выложить домик из счетных палочек_
Пальчиковая гимнастика.
- Жили-были - крутим кистями рук перед собой «фонарики».
- На лесной - прямые руки поднимаем вверх, пальцы врозь - «дерево».
- Опушке - ладонями нарисовать плоскость.
- Жили-были - «фонарики».
- Зайки - «ушки».
- В беленькой избушке - соединяем поднятые над головой ладони «домик».
Воспитатель:
- Ребята, чтобы было красиво и зелено, давайте посадим у домиков по елочке.
Вопросы:
- Какую елочку посадим у Мишуткиного дома? (Высокую).
-Почему? (Дом высокий).
- Какую елочку посадим у Зайкиного домика? (Низкую).
-Почему? (Дом низкий). (елочки из треугольников)
Воспитатель:
- Очень хорошо, молодцы. Вы помогли Зайке и Мишке.
-Как вы думаете, им будет удобно в этих домиках? (Ответы детей).
Они довольны и предлагают вам отгадать загадки:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - (медведь).
По лесочку прыг-прыг,
Летом - серый,
Зимой - белый.
В гору бегом, с горы –
кувырком (заяц).
Кусочек пуха, Длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Рефлексия:
-Кто был у нас сегодня?
-О чем они спорили?
-Мы помогли решить их спор?
-Как мы им помогли?
-Что мы строили?
Список литературы:
1. .Арапова - Пискарева Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 112с
2. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с
3. Ефанова З. Е. «Комплексные занятия во второй младшей группе, - Учитель, 2011
4. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада/ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 20010 г.
5. Комплексные занятия по программе под редакцией Васильевой, Гербовой, Комаровой. Вторая младшая группа. – Издательство «Учитель», 2009 г. – 262 с.
6. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
Анализ занятия (самоанализ)
Возрастная характеристика группы. Дети 3,2 – 3,9 года
Тема НОД: «Сравнение двух предметов по высоте».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с приемами сравнения двух предметов по высоте.
Программное содержание подобрано в соответствии с требованиями программы и возможностями детей, этому соответствует и выбор форм, методов для реализации поставленных задач.
На протяжении всей деятельности мною использовались разнообразные методы и приемы.
-Для сосредоточения и привлечения внимания: проблемные ситуации,
-Для обеспечения эмоционального фона: доброжелательный тон, открытость воспитателя.
-Для активизации самостоятельности мышления: вопросы проблемного характера.
-Для развития речевой активности: давала возможность высказаться каждому ребенку.
-Для развития детской инициативы:
-Для развития познавательного интереса, активности: вопросы, д\игры, создание практических ситуаций
На протяжении занятия организована смена видов деятельности:
познавательно-исследовательская, игровая, пальчиковая гимнастика,
динамическая пауза, разгадывание загадок.
Подход к детям с учетом индивидуальных особенностей развития через постановку вопросов, усложнения задания и организации взаимопомощи.
Подбор демонстрационного и раздаточного материала обоснован и достаточен для демонстрации детям и для использования детьми.