Мусиенко Елена
Комплексное занятие «Доктора леса. Путешествие в весенний лес» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Тема. Комплексное занятие " Доктора леса" (путешествие в весенний лес)
Дата: 19.04.19.
Возраст: старшая группа.
Цели: Создание условий для формирования знаний о весенних изменениях и о птицах, как докторах леса.
Задачи.
Образовательные.
Публикация «Комплексное занятие „Доктора леса, Путешествие в весенний лес“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Продолжать формировать умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилетели птицы…Закреплять знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные».Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Развивающие. Развивать зрительную память. Развивать логическое, системное мышление. Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник (игра «Сложи квадрат» - итоги – общая дорожка).
Воспитательные. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование. Иллюстрации, картинки с изображением птиц, игра «Сложи квадрат», модели: признаки весны, существенные признаки птиц.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
Организационный этап(3мин)Мотивация детей к совместной деятельности.
Побуждать к диалогу. Развивать зрительную память. 1. Педагог загадывает детям загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Воспитатель выставляет модели весна. Ребята, что изображено на картинках. Что можно о них рассказать.
Дети собираются вокруг воспитателя, отгадывают загадку.
(Весной)
Дети объясняют свой ответ, используя модели «Весна» Яркое солнце. Дождь. Проталины, первые цветы. Зеленеют деревья. Насекомые. Прилет птиц.
Основной этап(19мин) Продолжать формировать умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилетели птицы…
Развивать логическое, системное мышление. Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник (игра «Сложи квадрат» - итоги – общая дорожка).
Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Закреплять знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные».
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Педагог: Сколько месяцев длится весна? Назовите их.
Педагог: Какой сейчас месяц?
Педагог: Какие изменения в природе происходят весной (воспит. задает наводящие вопросы)
2. Педагог: Когда сыро в весеннем лесу, что нужно построить,чтобы нам удобнее было гулять (перемещение по группе).
А мы можем сделать дорожку? Из чего (На столах лежат бумажные квадраты)
Игра «Сложи квадрат» :
По окончании постройки дети подходят к репродукциям картин И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели».
Педагог:
Тишина стоит вокруг,
Вышли мы сейчас на луг.
Вышли мы сейчас на луг.
Педагог: Ребята, а что изображено на этих картинах? Какой месяц, по вашему мнению, изображен на картине? Как догадались? Почему на земле среди снега видны кусочки земли без снега, как они называются (ответы детей)
Педагог: На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Какие первые цветы вы знаете?
Физминутка.
С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки» : приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: сссссссс… (показ педагогом длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок»распускается… Распустился.
Покажите «цветок» солнышку (поднять руки вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения). Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: ссссс…Начался «веселый дождик» (подскоки с высоким подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья). Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху). Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги). «Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. Ощущать чувство торжества и силы.
Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощутить радость рождения нового дня).
Педагог: Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)
Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи или тетерева. Как они выглядят.
Воспитатель читает следующую загадку.
Они чуфыкают, бормочут:
«Чуфф – ши! Чуфф – ши!
Красные брови хороши!»
Всех прилетных птиц
Чистит пашню от червей.
Взад – перед по пашне вскачь.
А зовется птица….
Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут.
А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)
Педагог: А кто поет такую песню:
Зинь – зинь – танн!
Зинь – зинь –танн!
Скинь кафтан!
Скинь кафтан! (Синичка)
Педагог: Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Педагог: А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?
Педагог: как еще называют птиц, почему?
3. Педагог: Моя первая загадка об одном из них:
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник?
(Педагог дополняет ответ детей)
Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.
Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.
На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)
Педагог: В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.
Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. А вот еще загадки:
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
Кто там прыгает – шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым – чистым,
«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом на угад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)
Можно ли этих птиц называть докторами леса?
Педагог: Как вы думаете, надо ли заботится о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)
Педагог: Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
На планете мы останемся одни.
( 3 месяца: март, апрель, май)
(апрель)
Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы : ландыш, мать – и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья.
Тропинку, дорожку.
Можем из бумажных квадратов.
каждый складывает свой квадрат, затем объединяют в одну «дорожку».
Дети рассматривают картины.
Ранняя весна.
Это проталины, местами растаявший снег.
Первые цветы появляются в марте. Подснежники, первоцветы, тюльпаны.
Дети выполняют движения.
Дети отвечают, если знают. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями.
(грач)
( Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»)
(Журавли)
(ответы детей)
(ответы детей)
Доктора леса. Уничтожают вредных насекомых.
Дятел). Дети отвечают
(Ответ детей)
Дети отгадывают загадки.
(ответы детей)
(Ответ детей)
Заключительный этап(3мин) О чем и ком сегодня говорили? Что показалось сложным? Что понравилось? Что расскажете друзьям при встрече? Что нового узнали?
Организованный переход к другому виду деятельности.