Татьяна Пустовойт
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.
Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущение своего духовного потенциала? Как разбудить энергию чувств, фантазии, ума? Как организовать предметно – развивающую среду и вести работу по художественно – эстетическому воспитанию, чтобы получить максимальный результат?
Публикация «Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников,» размещена в разделах
Каждую работу, каждое дело питает источник энергии.
Для меня таким источником является моя работа, дарующая мне на протяжении многих лет нравственное и эстетическое удовлетворение. Чем больше работа становится моей жизненной необходимостью, тем значительнее установка к творческой деятельности.
Художественно – игровая деятельность является неотъемлемой составной частью целостного профессионально – педагогического мастерства педагога – музыканта, коим я являюсь. Она направлена на решение следующих задач:
- Осуществление педагогического руководства посредством преобразования среды, окружающей ребенка, построенной на основе современных технологий.
- Развитие творческого воображения дошкольников в процессе создания художественно – игровых ситуаций в разных видах музыкальной деятельности.
-Установление творческой атмосферы в художественно – игровой среде занятия или индивидуальной деятельности.
У каждого человека способность видеть и воспринимать проблему развита различно. Выработка стереотипа действий не исключает разнообразия форм и методов работы в соответствии со спецификой условий. Я много раз использовала шумовые инструменты в своей работе в качестве пособия для развития слуха и ритма, но никогда не пробовала, используя свой опыт, вовлечь его в поиск при решении проблемы развития музыкальных способностей. Совершенствуя окружающую среду и используя свой собственный опыт, опираясь на технологии педагогов – музыкантов, я достигла определенных результатов в развитии творческих способностей дошкольников.
Мы привыкли передавать ребенку знания через глаза и уши, но как сделать так, чтобы они проходили через руки, ум, творческую деятельность? Так как в детском саду все проходит через игру, для меня этот эксперимент превратился в игровой процесс. За основу я взяла элементарное музицирование, так как в этом виде деятельности ребенок может быстрее всего приобрести опыт слушателя, исполнителя, творца. В основе элементарного музицирования лежит творческая синкретическая деятельность, где равноправными партнерами, даря друг другу радость общения, выступает ребенок и взрослый. Кроме того, в результате этой деятельности, можно значительно обогатить развивающую музыкальную среду.
В функции музыкального руководителя, помимо практической работы с детьми, входит теоретическая подготовка. Мне довелось пройти курсы повышения квалификации в МИОО, на которых мастер – класс давала Т. Э. Тютюнникова. Ее программа «Учусь творить» (музыка – речь – движение) раскрыла для меня секреты развития творчества дошкольников. Я поняла, как легко можно объединять все виды музыкальной деятельности оригинальными средствами обучения.
Чтобы развить в ребенке созидательные, творческие способности, нужно отследить три основные линии:
1. Наблюдение – где важны зрительные впечатления
2. Интерпритация – ребенок эмоционально сливается с объектом, стирая грани между собой и ним.
3. Изобретение – ребенок «отказывается» от обычного объекта и приобретает свой опыт.
Использование в работе различных предметов – палочек, кубиков, стаканчиков, «шумелок»,
«тарахтелок». Помогают в интересной форме понять язык музыки.
Слушание – один из сложных разделов музыкального занятия. Чтобы не один ребенок не выпал из процесса слушания, я прибегаю к «своим» инструментам – палочкам – выручалочкам.
Уже с младшими детьми используются коробочки, когда идет «Дождик» Г. Свиридова, постукивая пальчиком по коробочкам.
Постарше дети ритмично «капают» палочками и прячутся от дождика под шляпки «стаканчики», а после дождя эти «стаканчики» превращаются в «грибочки».
В старших группах детского сада самодельные инструменты помогают понимать форму музыкального произведения, различать части, экспериментировать и получать удовольствие. В произведении «Смелый наездник» Р. Шумана дети палочками «выбивают стук копыт», при этом прислушиваются к динамике. Мне не приходится слушать произведение по многу раз, так как дети знают - сколько раз они меняли способ игры (палочками друг о друга, по полу, по спинке стульчика и т. д., столько и частей в музыке. Учебная ситуация проходит как радостная игра.
1 -2 -3 -4 -5 – начинаем мы играть!
За руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся.
Будь внимательным, дружок,
Начинается урок!
Звучащие жесты - незаменимый прием для развития танцевальных движений (хлопушки, шлепушки, бомбушки, топотушки – готовая русская пляска).
Речевые игры обыгрываются,как маленькие сценки. Участвуют все дети, текст повторяется хором, т. к. это тренирует внимание и способность мгновенно анализировать слухом, развивается логическое мышление. Текст считалки может быть ритмизован по – разному, варианты ищем вместе с детьми когда они отвечают на вопрос : «Кто по- другому может ответить?» Например игра «Ора – ора» Объясняю как эхо повторяет последние слова говорящего. Декламирую считалку и учу с голоса. Затем предлагаю поиграть.
Взрослый:
- Ора – ора, ора – ора, о-ра-ра!
Дети: о-ра-ра
Взрослый:
Три фа-соль-ки два бо-ба,
Дети:
два бо-ба,
Взрослый:
По-бе-жал я в ого-род,
Дети:
в ого-род,
Взрослый:
По-ло- жил их пря-моврот
Дети: -Вот!
Когда текст считалки хорошо выучен, текст ритмизуется по – другому, позднее дети выделяются в ансамбль щелкающих языком, а эхо украшается звучанием инструмента.
В пении никогда не учу с детьми текст песни формально - «тупо». Это неинтересно, скучно, не эффективно, Стараюсь найти приемы, мотивирующие ребят проявлять свои певческие способности и воображение. Вначале даю певческую установку:
1. «Ножки – раз, ручки – два, спинка – три! Певческая фигура, замри!», или
2.«Если хочешь сидя петь – не садись, ты, как медведь.
Спинку выпрями, скорей,
Ноги в пол упри быстрей,
Раз – вдох и запел,
Птицей звук полетел!»
Предлагаю детям «почитать» письмо, которое прислала песенка. Игру соединяю с пением, подключаю движение рук, («Музыкальные узоры», которые предлагает Т. Тютюнникова). Все приемы направлены на развитие голоса и фантазию детей в поисках способов фиксации звука. В занятие включаю следующие приемы: пение «эхом», «по секрету», «радио» (одни поют по фразам вслух, другие «выключены» и наоборот) такой прем активизирует внимание и слуховую координацию.
Использую на занятиях пособие, придуманное мною «Звонкий голосок». Способом оригами сделан модуль, который помогает ребятам визуально увидеть положение речевого аппарата в процессе артикуляции, подвижность нижней челюсти и движение языка. Открывает рот «чтобы трамвай прошел!» Форма рта ребенка должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога. Я сравниваю положение рта с открытой сценой или с открытой клавиатурой фортепиано, где нижняя губа «отталкивается» свободно от груди, а верхняя подняться к и растянуться по верхним губам.
При разучивании песни важно, чтобы дети понимали о чем они поют. Петь – значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Отсюда вывод: хороший певец – это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Но здесь важно соблюсти меру, чтобы не стать клоуном. Обычно я говорю ребятам: «Представь песню, как мультик – яркий, веселый. Пой так, чтобы он тебе нравился». Если ребенок спел в характере, эмоционально, «награждаю» его «Красками настроения» - разноцветными кружочками, поощряя его и сохраняя при этом его индивидуальность.
Музыкально – ритмические движения – простор для музыкального творчества детей и музыкального руководителя. Марш у нас может быть серьезным. а может и пошалить, попрыгать, потанцевать. Утонченность сказочного марша помогают помочь собственные пальчики, которые «ходят» по ладошке, («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, марш О. Газманова «Москва» может помочь детям двигаться друг за другом и выучить танцевальные движения. Игра - диалог «Разговоры» поможет проявить эмоции и почувствовать своего партнера и собеседника. Творчество в создании сказочного образа можно наблюдать в игре «Тра – та- та».
Интересные находки пополнили мою педагогическую копилку в разделе развития слуха и голоса. В игре «Шаловливые сосульки» (Л. Виноградов) лист бумаги моделируется в капельки, которыми бросаются ребята, точно воспроизводя мелодию и ритм. Слушают их шуршащее звучание катая на ладошках, фантазируют, что можно представить?
На протяжении многих лет я пользуюсь этими технологиями и заметила, что лучших средств для развития музыкальных способностей нет.
Основная задача, которую я поставила перед собой в повседневной работе – успеть реализовать с помощью детей свои творческие планы. Экспериментально – поисковая деятельность всегда привлекала мое внимание. Поставленную задачу возможно осуществить лишь на основе комплексного развития музыкальности детей, тесном взаимодействии с коллегами и родителями воспитанников. Так возник план работы по теме.