Елена Фоменко
Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства – их высоту, длительность. Постепенно рождались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности. Качество музыкальности зависит не только от сочетания специальных способностей, но и от особенностей субъекта как целостной личности. Как ответная реакция на взаимодействия музыки у индивида должна быть развита особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, постепенно все более углубляющаяся и дифференцирующаяся.
Публикация «Методические рекомендации на тему „О структуре музыкальности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальность выступает в форме своеобразной ориентировки в музыкальных явлениях. Музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Основной критерий отбора компонентов, входящих в структуру музыкальности, сводится к установлению взаимосвязей между элементами музыкальной речи и ответными слуховыми реакциями: ритм в музыке формирует ритмическое чувство, мелодия – мелодический слух и. т. д. Но внутренний слух выпадает из этого строя. Он не может быть поставлен в один ряд с другими способностями. Внутренний слух- это способность произвольного оперирования слуховыми представлениями, свидетельствующая об их качественном своеобразии. Этот слух не отдельный компонент, входящий в структуру музыкальности, а качественный показатель музыкальных представлений, в первую очередь связанных со звуковысотными и ритмическими отношениями.
Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности – слушательской, творческой или исполнительской.
Музыкальная интонация – это результат духовного развития человечества.
Для создания её нужно качественное изменение психики. появление и возвышение эмоций. Лишь через многие века комплексы интонаций приобрели художественную образность. Они стали искусством – явлением, специфически отображающим действительность. Таким образом, внутренний мир человека созрел для самостоятельного образного воплощения. Только в органической связи с мышлением происходит формирование слухового анализатора человека. Эстетическое восприятие звука у человека развилось в результате взаимодействия с внешней действительностью, в специфической деятельности. Однако одних слуховых качеств и голоса недостаточно. Очень важно такое свойство человека, как воображение – необходимое условие музыкального творчества. Не последнюю роль играют особенности личностного отражения, опосредственного индивидуальностью, прошлым опытом, уровнем развития, мировоззрением и. т. д. Формирование музыкального слуха не должно ограничиться развитием способности различия интервалов, тембров. гармоний. Не маловажно развивать способности отбирать, принимать или отвергать музыкальные впечатления. Это очень важно для воспитания композиторского слуха. Также важно творческое восприятие звуков окружающей действительности.
Одним из организующих компонентов музыкального мышления является лад. Он выступает как система организации звуков и проявления логического начала в музыке. Лад – это одно из условий возникновения и существования логического начала в музыке. Его возникновение и развитие помогает лучше ориентироваться в звуковом многообразии.
Характеризуя структуру музыкальности можно выделить три основных её элемента: ритм, мелодию и гармонию, каждый из этих элементов структурно содержит в себе первичные элементы: ритм включает в себя темп, такты; мелодия – мелодические интервалы, гаммы, модуляции; гармония – гармонические интервалы, аккорды, коденции. Вся эта структура элементов музыкальной выразительности отличается тем, что наполнена жизненным содержанием.
Музыкальный звуковысотный слух – широкое целостное понятие: он выключает мелодический, гармонический, полифонический слух. Первый из них – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано. Гармонический слух развивается значительно позже, когда приобретается музыкальный опыт. В состав музыкальности входит также абсолютный и относительный слух, последний имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. Не менее важное значение имеет внутренний слух. Внутренний слух – это способность внутренне слышать художественный образ произведения, т. е. слышать не просто мелодико-гармоническую и ритмическую структуру, а исполнительски – творчески понятую музыкальную ткань произведения.
Структура музыкальности расширяется за счет включения в неё склонностей, а не только способностей. Последовательность компонентов, определяющих выявление способностей, представляется схематически и с некоторым упрощением так:
1. склонность (интерес, влечение, потребность);
2. деятельность – труд;
3. благоприятные условия и неблагоприятные условия овладения деятельностью на разных ступенях;
4. результаты проявления способностей в высоких показателях.
Способности можно выделить, классифицировать, но это не объяснит их сущность. Первостепенной задачей психологии способностей является отыскание тех ранних признаков, которые могут определить перспективу развития.
Дифференцированная характеристика основных музыкальных способностей заключается в следующем:
1. ладовое чувство, или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха;
2. способность к слуховому представлению;
3. музыкально-ритмическое чувство.
Определение этих основных способностей, не ограничивает понятие музыкальности,- оно шире.
Музыкальность как комплекс способностей должна быть выявлена с самых первых её проявлений. Необходимо понять какие компоненты играют существенную роль в активном музыкальном развитии ребенка и какими способами он должен овладеть в связи с той или иной музыкальной деятельностью.