Тамара Костикова
Комплексно-тематическое занятие по математике в старшей группе «В гостях у Мальвины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексно - тематического занятия
по математике в старшей группе
“День рождения Мальвины”
Цель. – Упражнять в счете предметов в пределах 10, учить понимать отношения рядом стоящих чисел.
-Продолжать формировать представление о равенстве групп предметов.
-Упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой, в сравнении групп предметов с использованием знаков >, <, =.
Публикация «Комплексно-тематическое занятие по математике в старшей группе „В гостях у Мальвины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними,
правильно отвечать на вопросы “ Какое число больше?”, “Какое число меньше?”.
-Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади).
Оборудование.
Флажок для “Математической эстафеты”.
Корзина с фруктами (10 яблок, 10 груш).
Цифры 1 - 10, знаки >, <, = .
Картинки “ Мальвина”, “Буратино”, “Пьеро”, “Артемон”,“Мальвина в кругу друзей”.
Конверт – письмо от Мальвины с текстом “ Здравствуйте, ребята! Спешу попасть к вам на занятие математики! Очень нужна ваша помощь!”
Круг – торт для деления на части.
Карточки для игрового упражнения “ Покажи части круга”.
Раздаточный материал. Смайлики по количеству детей. Круги для деления на части.
Костюм для Мальвины.
Музыкальное сопровождение. Песни “Буратино” и “Вместе весело шагать”.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. – Сегодня, ребята, мы будем считать
Зайчат и бельчат, медвежат и утят.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
-Мы с вами,ребята, сможем поиграть и в прятки, и в догонялки, потому что считаем не только до 10, а гораздо больше.
Сегодня занятие по математике мы начнем как всегда с устного счета. Предлагаю вам “МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ЭСТАФЕТУ” – вспомним прямой и обратный счет в пределах 10.
Ребенок, взявший в руки флажок, производит прямой счет и передает флажок другому ребенку для воспроизведения обратного счета.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ СОСЧИТАЕМ И СРАВНИМ”.
- У меня в корзине фрукты, их надо разделить на две группы : яблоки и груши.
Вызванные дети выбирают сначала яблоки, считают их, подбирают цифру,
соответствующую количеству яблок, то же проделывают и с грушами…
- Подберите знак >, <, =, чтобы полученное выражение соответствовало действительности.
Полученное выражение 9 < 10 дети уравнивают, убрав или добавив один фрукт и сменив знак < на знак=.
Воспитатель. – Ребята, сегодня утром я получила письмо (зачитывает адрес д /с, убедившись, что письмо пришло по адресу, вскрывает его, читает текст).
“ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!СПЕШУ ПОПАСТЬ К ВАМ НА ЗАНЯТИЕ МАТЕМАТИКИ. НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ. ”
Здесь имеется подпись, но я хочу, чтобы вы сами назвали автора этого сообщения:
Кукла с синими глазами
(Ну-ка, догадайтесь сами) –
Не Ирина, не Марина,
А зовут ее … (Мальвина)
- В какой сказке живет Мальвина?
(“ Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
-Это авторская сказка или русская народная?
(авторская)
-Кто автор этой сказки?
(Алексей Николаевич Толстой)
Звучит музыка (“ Песня Буратино”, входит Мальвина.
Мальвина. - Здравствуйте, мои друзья!
Все узнали вы меня?
Воспитатель. –Здравствуй, Мальвина!
Конечно же, узнали!
Мы рады видеть тебя.
Скажи, пожалуйста, что привело тебя к нам, и какая помощь тебе нужна.
Мальвина. –Скоро будет день рожденья.
Всем гостям на удивленье
Торт испечь решила я,
Но есть проблемка у меня.
Рада я гостей встречать,
Чаем, тортом угощать.
И хочу вас попросить
Торт на части разделить.
Воспитатель. – Чтобы разделить торт на части, Мальвина, мы должны знать, сколько гостей – друзей придет к тебе в день рожденья. Назови их! Хотя нет… Пусть ребята сами их назовут, а ты им загадки прочитай.
Мальвина. – Хорошо! Согласна я!
Слушайте мои друзья!
1. Пес кудрявый – друг мой верный,
И помощник в деле первый (Артемон)
2. Весельчак и шалунишка –
Папы Карло он сынишка (Буратино)
3. Он невесел… Он грустит…
У него печальный вид (Пьеро)
Мальвина показывает картинку “Мальвина в кругу друзей” :
Вот они – мои друзья!
С ними праздник встречу я!
Воспитатель. – Поможем Мальвине? На сколько частей нужно разделить торт?
Вызванный ребенок объясняет, что нужно сделать. Он складывает торт - -круг пополам и разрезает его на равные части, а все дети на местах делают то же самое, но не разрезая.
Воспитатель. – Сколько частей получилось? (2)
- Как называется каждая часть? (половина, одна вторая)
- Что больше: целый круг или его часть?
- Что меньше: часть круга или целый круг?
-Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разделить еще пополам.
Воспитанник у доски разрезает половинки еще на две части, а дети на местах
делают то же самое, не разрезая.
Мальвина. Вот спасибо вам, друзья!
Все теперь сумею я!
Воспитатель предлагает Мальвине остаться и поработать вместе с ребятами.
- Сколько частей получилось? Как называется каждая часть? (четвертинка, одна четвертая)
-Что больше : целый круг или одна четвертая часть?
-Что меньше : одна четвертая или одна вторая круга?
Что больше : одна вторая или одна четвертая?
(При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Кто работал,
Кто устал-
Час для отдыха настал.
ИГРА “ РАССКАЖИ, ГДЕ СТОИШЬ”
Под мелодию песни “ Вместе весело шагать” ребята шагают врассыпную, по сигналу
“ Стоп”-останавливаются. Ребенок, к которому воспитатель обратился с фразой: “Расскажи, где стоишь”, определяет свое местоположение словами:
впереди меня …
сзади меня …
слева от меня …
справа от меня …
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ ПОКАЖИ ЧАСТИ КРУГА”
Вызванные воспитанники выбирают карточку с названной частью круга:
- одна вторая;
-одна четвертая;
-две четвертых;
-три четвертых.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (если останется время)
-Сколько шей у шести журавлей?
-Сколько ушей у четырех мышей?
- Сколько хвостов у пяти коров?
-Сколько рогов у трех коров?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Чем мы с вами занимались на математике?
-Что нового вы сегодня узнали, чему новому научились?
-Понравилось ли вам занятие?
(Воспитанники выбирают смайлик, соответствующий настроению)