Ольга Моргачева
Комплексно-тематическое планирование «Малые народности Красноярского края» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
по теме «Малые народности Красноярского края»
Цель: ознакомление детей с малочисленными народностями Красноярского края, условиями жизни, бытом, обычаями и традициями.
Задачи:
Публикация «Комплексно-тематическое планирование „Малые народности Красноярского края“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Красноярский край, город Красноярск
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
1. Формирование целостной картины о жизни малочисленных народностей нашего края; знакомство с природой и животными севера, бытом и традициями. Создание условий для получения знаний о коренных народах края.
2. Развитие самостоятельности, коммуникативных качеств, умения добывать знания; расширение кругозора детей.
3. Воспитание уважительного отношения к малочисленным народностям нашего края, их традициям.
Итоговое мероприятие: Презентация макета «Жизнь коренных жителей нашего края».
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодейст-вие с семьями детей по реализации образователь-ной программы ДО
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Познавательное развитие.
Тема: «Кто такие коренные жители?». Цель: формирование представления о жизни коренных жителей края, их быте.
Образовательная: формировать представление о том, как живут коренные жители края, чем отличается их быт от нашего, как выглядит их жилище и каким оно бывает.
Развивающая: развивать у детей умения использовать полученные знания в дальнейшей деятельности.
Воспитательная: воспитывать интерес к жизни других народностей.
Предметно-практическая среда: презентация «Малые народности Красноярского края, иллюстрации с изображением чума снаружи и изнутри, жителей севера.
2. Художественная деятельность «Северное жилище».
Цель: Формировать умение передавать изображение жилища – чума.
Развивать самостоятельную творческую деятельность. Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу. Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель,
цветные мелки,, разнообразные кисти и т. п).
Предметно-практическая среда: листы для рисования, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти разных размеров, стаканчики с чистой водой. Иллюстрации «Чум».
3. Физическое развитие.
Разучивание игры «Стрельба в цель с кружением». Цель: знакомство с игрой северных народов; развитие умения попадать точно в цель, координации, меткости.
Предметно-практическая среда: картонный диск, мячи.
Первая половина дня
Утренняя гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Индивидуальная работа. Проговаривание чистоговорок с Дашей.
Беседа «Кто такие коренные жители?». Цель: дать представление о том кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями». Создание эмоционального настроя на предстоящую неделю.
Рассказ воспитателя о дереве лиственнице. Цель: знакомство со священным деревом северных народов-лиственницей.
Работа в календаре природы. Цель: Упражнять детей использовать умение с помощью графических изображений обозначать явления зимней погоды, давать характеристику погоде, сравнивать по «записям» погоду за прошедшую неделю, месяц.
Дежурство в уголке природы.
(полив растений).
Задачи: Совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями. Формировать умение оценивать результат своей работы. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
Чтение сказки (кетская) «Альба и Хосядам».
Прогулка 1 «Наблюдение за небом».
Цель: Расширение представления об изменениях в природе с наступлением зимы. Развитие способности наблюдать зимние явления природы, замечать изменения зимнего неба.
П/И
1.«Ястреб и утки» Цель: Развитие у дошкольников ловкости, умения бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Формирование навыков безопасного поведения в игре.
2.«Соколиный бой»
Цель: Овладение подвижными играми с правилами. Развитие координации движений.
Индивидуальная работа
«Спортсмены тренируются». с Ваней, Никитой.
Задача: Упражнять в прыжках разными способами (одна нога вперед — другая назад).
«Кто дальше» с Лизой, Дашей.
Цель: Развитие ловкости, совершенствование техники владения мячом. Формирование навыков безопасного поведения.
Трудовая деятельность : «Подметём дорожку».
Цель: Формирование интереса к совместной деятельности со сверстниками. (Предложить детям осмотреть участок, определить, какую работу необходимо выполнить и выбрать наиболее рациональный вариант работы).
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна.
Чтение сказки (долганская) «Откуда пошли разные народы».
Д/И «Не ошибись». Задача: Развивать быстроту мышления, закрепить представления детей о том, что они делают в разное время суток.
Игра «Помоги себе и другу». Задача: Формировать умение оказывать элементарную медицинскую помощь.
СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
Познавательная беседа: «Мы все такие разные».
Задача: Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Хозяйственно – бытовой труд: Цель: Уточнить роль порядка в помещении для безопасности, вспомнить правила: «Порядок нужен не только для красоты, но и для безопасности», «Каждой вещи - свое место».
Рассматривание фотоколлажа «Северные «люди».
Пополнение центра книги картотекой с пословицами и поговорками коренных жителей края.
Просмотр мультфильма: «Северная сказка».
Задача : Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.
Рассматривание фотографий «Животные северного края», «Птицы северного края».
Цель: создание альбома «Животные и птицы севера».
Лото «Ягоды, деревья севера».
Работа с родителями: Введение родителей в тему проекта. Плакат с иллюстрацией и вопросами детей.
Предложение найти и посмотреть с ребенком фотографии о быте коренных жителей.
ВТОРНИК
1. Речевое развитие.
«Коренные жители нашего края»
Цель: составление описательного рассказа по иллюстрации о жизни малых народностей; обогащение словаря новыми словами (нарты, яранга, чум, унты, оленевод, рыболов, охотник)
Предметно-практическая среда:
Иллюстрации «Жизнь севера», схема описательного рассказа.
2. Физическое развитие.
Игра северных народов «Перетягивание палки». Цель: знакомство с играми малых народностей, развитие умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой.
Предметно-практическая среда: гимнастическая палка.
Первая половина дня
Пальчиковая гимнастика.
Утренняя гимнастика
Беседа на тему: «Национальная одежда коренных жителей края». Рассматривание картинок с изображением одежды.
Чтение сказки «Жадная старуха» с рассматриванием иллюстраций.
Цель: Развитие интереса к художественной литературе как средству познания, нравственных качеств.
Д/и «Назови одежду». Задачи: познакомить детей со одеждой коренных жителей края, из чего она шьется.
Д/и «Двенадцать месяцев».
Задача: способствовать развитию ориентировки во
времени (названиях месяцев, временах года).
Индивидуальная работа по ФЭМП Цель: Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; упражнять понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, слева, справа. (Даша, Миша, Андрей).
Прогулка 1
Наблюдение за солнцем.
Цель: расширение представлений о солнце зимой; влиянии солнца на жизнь растений, животных и человека.
П/И «Игра в мяч».
Цель: Знакомство с играми малых народностей. Развивать у детей ловкость, внимание.
П/И «Ловкий оленевод».
Развивать у детей ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Игровое упражнение «Бегуны». Илья, Сергей, Рома, Егор. Задача: Упражнять в беге мелким и широким шагом.
Трудовая деятельность: заготовка снега для поливки комнатных растений.
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна.
Музыкальная игра «У оленя дом большой».
С/И " ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ" Цель : Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества зимних признаков.
Разгадывание загадок на северную тему.
СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
Сказка (долганская) «Почему лиса красная». Цель: знакомство с произведениями малых народностей; нравственное воспиание.
Трудовая деятельность
«Поможем навести порядок в группе» Вырезание животных, одежды по контуру.
Трафареты для рисования, книжки-раскраски, обводки, штриховка, разные картинки, рисование.
Образцы для рисования деревьев, кустарников в разных техниках Задача: Формировать навыки детей рисовать дерево и куст акварелью, применять разнообразные техники для изображения ствола, ветвей.
Рисование на выбор «Узоры севера», «Животные тундры».
Работа с родителями: Предложить родителям изготовить с ребенком куклу в костюме малых народностей края.
СРЕДА
1. Музыкальная деятельность.
Слушание музыки коренных жителей края.
Музыкальная игра «У оленя дом большой».
2. Обучение грамоте. Тема: Звук У и буква У. Цель: Формирование умения находить букву среди других; чтение слияний АУ,УА.
Предметно-практическая среда: карточки с буквами (звуками, фишки, листочки, простые карандаши, магнитная доска, картинки.
Первая половина дня
Пальчиковая гимнастика.
Утренняя гимнастика.
Просмотр презентации «Растительный и животный мир северного народа».
С/О «Я дарю тебе улыбку». Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Слушание музыки коренных жителей края.
Чтение сказок северных народов «Старик рыбак и ворон», «Девушка луна». Беседа по содержанию. Цель: Формирование умения внимательно слушать рассказ, развитие навыка высказывать и аргументировать свое мнение, правильно строить развернутые предложения.
Рассматривание картин с зимней пейзажной живописью. Цель: Упражнять детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного. Формировать умение рассказывать о своих чувствах и настроении, вызванных картинами зимней природы.
Индивидуальная работа. Выкладывание предметов из счетных палочек. Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук. (Лиза, Поля, Вова)
Чтение сказки (эвенкийская) «Медведь и бурундук». Цель: знакомство с творчеством северных народов. Беседа по сказке.
Трудовая деятельность
Дежурство по столовой. Цель: Упражнять дежурных точно, своевременно и самостоятельно выполнять свои обязанности, организовывать работу по обслуживанию других детей. Упражнять благодарить дежурных, обязательно указывать, за что именно выражается благодарность.
Прогулка 1
Наблюдение за водой. Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды. Экспериментирование с водой. Замораживание в формочках воды разного цвета.
П/и «Каюр и собаки».
Цель: Знакомство с играми коренных жителей края. Развивать быстроту и ловкость.
П/и «Хитрая лиса».
Цель: развитие у воспитанников выдержки, наблюдательности. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Трудовая деятельность.
Чистка дорожек от снега.
Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.
Ситуативные разговоры:
Как узнать Зиму? Почему зимой говорят «природа спит»?.
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса к зимним явлениям в природе.
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна.
Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, к кому можно обратиться за помощью.
«Этикет наоборот» обыгрывание ситуаций.
Д/и «Кому что нужно?». Цель: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Просмотр презентации «Праздники коренных жителей нашего края». Цель: познакомить детей с традицией празднования народных праздников коренных жителей края.
Игра с пуговицами «Сортировка». Цель: Развивать мелкую моторику; восприятие цвета и величины; аналитическое мышление, воображение.
Д/И «Найди охотника, рыболова, оленевода».
Конструирование бубна по образцу.
Рисование «Украшение ягушки» (одежда).
«Рисунки на песке». Экспериментирование с сыпучим веществом.
Выполнение работы «Северное сияние» (аппликация, рисование, пластелинография-на выбор)
Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.
Работа с родителями: Консультирование родителей на тему изготовления макета детьми «Необходимый материал».
ЧЕТВЕРГ
1. Математическое развитие. Тема «Геометрические фигуры». Цель: активизировать знания о геометрических фигурах и телах».
Предметно-практическая среда: карточки с цифрами, магнитная доска, фигуры геометрические, картинки, пазлы магнитные.
2. Физическое развитие.
Подвижная игра «Сбей кеглю».
«Перетягивание на палках».
Предметно-практическая среда: кегли, мячи, гимнастические палки.
3. Развитие речи.
Тема: «Едем в гости к северным жителям». Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ – сочинение. Обогащение словаря.
Предметно-практическая среда: картинка с изображением чума изнутри, мяч, схема для составления рассказа.
Первая половина дня
Пальчиковая гимнастика.
Утренняя гимнастика.
КГН: Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Ситуативный разговор «Где добрые люди- там беды не будет» Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Чтение сказок северных народов с рассматриванием к ним иллюстраций. «Птичка-невеличка», «Хозяйка огня».
Беседа по профилактике травматизма.
Дежурство в природном уголке: Цель: Продолжать формировать умение детей договариваться между собой о распределении обязанностей, не конфликтовать; правильно и безопасно выполнять действия по уходу за растениями. (Рома Ф, Соня)
Прогулка 1
Наблюдение за ветром. Задачи: Расширять представления детей о явлениях природы, познакомить с характеристиками ветра, способами наблюдения за ним.
Формировать умение детей по результатам наблюдения подбирать слова, характеризующие ветер (сильный, слабый, порывистый, холодный, пронизывающий).
П/И «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
П/И «Полярная сова и лемминги». Цель: Знакомство с играми коренных жителей. Развивать чувство равновесия, концентрированности.
Трудовая деятельность :
Кормление птиц в кормушках. Обметание от снега малых конструкций на участке.
Цель: формирование интереса трудится в коллективе.
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна.
Культура поведения: Цель: Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (в помещении не шуметь, не сорить, не мешать другим, вежливо обращаться друг к другу).
Рассматривание фотографий «Северное сияние», «Полярная ночь и день» с комментированием.
Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате. Цель: Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устранять непорядок в группе. Формировать бережное отношение к результатам своего труда.
«Мои хорошие поступки». Цель: уточнить с детьми понятия «хороший», «добрый», «милосердный»; привлечь личный опыт детей к пониманию данных категорий; развить монологическую речь детей.
Подвижная игра «Эхо». Цель: учить детей быть открытыми для взаимодействия, подчиняться общему ритму движений.
Карточки с различными видами штриховки. Цель: Координация движений пальцев рук, развитие глазомера.
Соленое тесто. «Лепка фигурок северного оленя» .
Цель: Предоставить возможность детям лепить животное, используя разные способы лепки. Развивать мелкую моторику рук.
Д/игра: «Собери картинку». Цель: Закрепить умение собирать целое из частей. Развивать зрительное внимание, умение сосредотачиваться.
НПИ «Кто в домике живет?»
«»Ассоциации» «Формы».
Цель: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Д/игра: «Сложи узор» цель: Формировать умение составлять узоры путем комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Работа с родителями: Предложение изготовить с ребенком недостающих элементов к макету (нарты, олень, собаки)
ПЯТНИЦА
1. Познавательная деятельность
«Где-то на белом свете…». Цель: обобщение полученных знаний о жизни малых народностей нашего края. Квест-игра.
Предметно-практическая среда: карточки с заданием, рюкзак с вещами для игры «Что возьму с собой», круги картонные, цветные мелки, гимнастические палки, ткань, ватман, гуашь, кусочки поролона.
2. Художественная деятельность (конструирование). Тема: «Жизнь коренных жителей нашего края». Изготовление чума для макета.
Цель: обобщение полученных знаний о быте коренных жителей края через создание макета.
Предметно-практическая среда: Иллюстрация чума, деревянные палочки, материал для чума, кусочки меха, вата, нитки, атрибуты для макета.
3. Музыкальная деятельность.
Музыкальные игры коренных жителей края «Солнце», «Каюр и собаки».
Цель: учить воспринимать и передавать в движении характер музыки.
Первая половина дня
Пальчиковая гимнастика.
Утренняя гимнастика.
Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.
С/О «Каким я себя вижу».
Заполнение и «чтение» календаря погоды.
Цель: Формировать умение «читать» символичные изображения, с опорой на знакомые знаки рассказывать об изменении погоды за последние недели. Помочь детям выявить характерные для осени погодные явления.
Восприятие художественной литературы.
«Лисица, птичка и ворон», «Как медведь хвост потерял».
Дежурство по занятиям: Цель: Упражнять детей подготавливать материалы к работе, удобно их раскладывать. (Саша, Варя, Назар)
Индивидуальная работа.
Д/игра «Кузовок». Цель: Развитие слухового внимания, мышления, сообразительности; активизация словаря. (Алиса, Лиза Р, Егор)
Прогулка1
Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить знания о видах птиц, уметь назвать птицу по внешним признакам.
Д/И «Летает-не летает».
П/И «Ловкий оленевод».
Цель: Упражнять детей в метании мяча в горизонтальную цель (учить принимать правильное исходное положение, прицеливаться, точно выполнять замах и бросок, развивать меткость, воспитывать уверенность в себе.
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна.
Участие детей в ремонте игрушек. Цель: Объяснить детям, чем может быть опасна сломанная игрушка, воспитывать стремление заботиться об игрушках, беречь их.
Чтение кетской сказки «Лиса».
Итоговое мероприятие. Презентация макета.
Подведение итогов по теме.
Раскраски. Цель: Упражнять использовать в работе разные средства выразительности.
Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.
Оформление макета.
Работа с родителями: Рекомендации «Увлекательные наблюдения на прогулке».