Приложение МААМ

Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций

Лариса Касаева
Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций
▼ Скачать + Заказать документы

КОМПЛЕКСНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАДИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

В условиях современной действительности проблемы оздоровления ста-

ли особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здо-

ровья дошкольников. Около 70 % детей приходят из детских садов в школу

со слабым здоровьем. Положение усложняется многими причинами. Из-за

неблагоприятной экологической ситуации дети не могут нормально адапти-

Публикация «Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций» размещена в разделах

роваться к этим изменениям. В детских садах используются инновационные

технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познава-

тельной информации постоянно увеличивается, растет доля умственной на-

грузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаются переутомле-

ние детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно

влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы

их дальнейшего развития. Доля двигательной активности катастрофически

снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В свя-

зи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей

деятельности ДОУ.

Актуально проведение такой работы в условиях Республики Северная

Осетия – Алания. Проведенный в этой области здравоохранения анализ по-

казал, что более половины обследованных детей имеют предрасположенность

к тем или иным заболеваниям; из их числа более 60 % не находится на дис-

пансерном учете в лечебных учреждениях.

Для реализации идей здоровьесберегающей педагогики нами была раз-

работана модель культуры здоровья старших дошкольников, характеризую-

щаяся многокомпонентностью.

Целью модели культуры здоровья старших дошкольников является та-

кая организация воспитательно-образовательного процесса, которая позво-

лила бы сохранять и развивать здоровье дошкольника, заложить фундамент

его будущего социально-личностного благополучия.

Решая задачу культуры здоровья дошкольников, нами была разработана

комплексная оздоровительная программа «Истоки здоровья».

Цели программы:

– создание оптимальных условий для всестороннего полноценного

развития двигательных и психофизических способностей, укрепле-

ние здоровья детей дошкольного возраста путем повышения фи-

зиологической активности органов и систем в сочетании с другими

формами и средствами оздоровления в детском дошкольном обра-

зовательном учреждении;

– повышение культуры здоровья, воспитание у дошкольников пред-

ставления о здоровом образе жизни;

Теория и методика обучения и воспитания 77

– укрепление психофизического здоровья детей;

– использование этнокультурного опыта осетин по формированию

культуры здоровья;

– привлечение родителей для совместной работы по данной проблеме

с целью взаимообогащения представлений о традиционной культуре

воспитания осетин, о формировании культуры здоровья [3, с. 69].

Бальсевич В. К., Попов Г. И., Санникова Н. И. отмечают, что необходимо

с первых дошкольных лет давать детям регулярную информацию о форми-

ровании, сохранении и укреплении здоровья человека.

Содержательным ядром программы стала работа по интеллектуально-

познавательному развитию детей. Данная работа строилась исходя из того,

что привитие культуры здоровья должно быть сопряжено, прежде всего, с

овладением дошкольниками определенного объема знаний о своем орга-

низме, с формированием убеждений и потребности в здоровом образе жиз-

ни. Нами было разработано перспективное планирование, по которому осу-

ществлялась работа в данном направлении. Оно включило в себя: мотива-

цию к здоровью, навыков здорового образа жизни, формирование представ-

лений о своем теле, о способах сохранения своего здоровья, правильного

поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми,

формирование поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных

ситуациях. Содержание занятий было представлено такими темами, как:

«Из чего я состою», «Опасные люди и кто защищает нас от них», «Твой ре-

жим дня», «О пользе и вреде воды», «Как мы дышим и зачем», «Как работа-

ет сердце» и др. Обучение было построено таким образом, что не вызывало

у детей эмоциональных и физических перегрузок. На каждом занятии обя-

зательно использовались динамические паузы, упражнения на формирова-

ние правильной осанки, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, пси-

хогимнастика. Воспитатели вместе с детьми оформляли группы плакатами

о здоровье, детскими рисунками, иллюстрациями, детскими книгами о здо-

ровье, составляли планы проведения дня здоровья в каждой группе. Таким

образом, организация работы по познавательному развитию детей дала сле-

дующие результаты: дети овладели знаниями о внешнем строении тела, о

возможностях организма, познанию себя. Дети укрепили знания о назначе-

нии предметов гигиены, выработали навыки соблюдения режима дня.

Особенно важно, отмечает Л. П. Банникова, ввиду ограниченных возрас-

тных функциональных возможностей ребенка и повышенной ранимости его

организма, создание здоровой развивающей среды в ДОУ [1, с. 48].

Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жиз-

ни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого

из них [4]. На данном этапе работы предметно-пространственную разви-

вающую среду мы реконструировали на основе исходных концептуальных

позиций В. А. Петровского. Это означает, что стратегия и тактика построе-

ния среды определялись особенностями личностно-ориентированной моде-

ли воспитания. Руководствуясь принципом доступности, мы максимально

использовали площадь для движений, поместили дополнительное физкуль-

турно-оздоровительное оборудование, размещение которого не нарушило

интерьера группы. Согласно принципам построения развивающей среды,

игровое пространство в группе мы наполнили атрибутами осетинских под-

вижных игр, моделями, пособиями, предметами быта, что способствовало

развитию интереса к ним. Планшет «Мое настроение» вызывал огромный

интерес у детей, дети подолгу стояли и раздумывали, как выразить свое на-

строение. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образова-

тельном учреждении необходима для удовлетворения природной потребно-

сти детей в двигательной активности.

Большое внимание отведено использованию осетинских народных игр,

позволяющих укрепить здоровье и расширить детский кругозор [2].

Осетинские народные игры – неотъемлемая часть художественного и фи-

зического воспитания, так как в них радость движения сочетается с духовным

обогащением; формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное от-

ношение к культуре; создается основа для развития патриотических чувств.

Нами был разработан перспективный план физкультурно-оздоровитель-

ных мероприятий, в котором мы отразили виды физкультурно-оздорови-

тельной деятельности, время их проведения в режиме дня, особенности ме-

тодики проведения.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает также такие на-

правления, как: физкультурные занятия в зале и на воздухе, утренняя гим-

настика, физминутки, дни здоровья, массаж, дыхательная гимнастика, паль-

чиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, рижский метод закалива-

ния, фитотерапия, физкультурные праздники и досуги.

Лечебно-профилактическое направление в нашем исследовании вклю-

чает в себя такие профилактические мероприятия, как: траволечение, вита-

минотерапия, физиопроцедуры с использованием ингаляторов, пальчиковая

гимнастика; корригирующие упражнения на плоскостопие, осанку; закали-

вание и др.

В результате проделанной работы, общая заболеваемость в группе сни-

зилась, дети увлеклись занятиями по физической культуре, приобрели уме-

ние самостоятельно организовываться в подвижные игры, стали более уве-

ренными, смелыми и решительными. Система работы, несомненно, способ-

ствовала позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников :

улучшению соматических показателей, стабилизации физического, психо-

логического, эмоционального благополучия, улучшению посещаемости,

функционального состояния детей [3].

Анализ степени психического благополучия показал, что в группах на-

блюдается снижение общего уровня психической активности детей, тенден-

Теория и методика обучения и воспитания 79

ция к неблагополучию личностной адаптации, а так же превалирование в

некоторых случаях агрессивного поведения детей.

Для коррекции психического здоровья дошкольников нами был пред-

ложен тематический план по организации работы с детьми, имеющими на-

рушения в общении, разработана система работы.

Психическое здоровье дошкольника представлено нами также такими

формами работы, как песочнотерапия, изотерапия (рисование пальцами,

ладошкой, разукрашивание фигурок, музыкотерапия, куклотерапия, танце-

вальная терапия, психогимнастические этюды, релаксацию, цветотерапию.

Свое общение с детьми мы строили на основе доверия, уважения к лич-

ности ребенка, учили детей быть доброжелательными, вежливыми; в играх

и упражнениях, специально смоделированных ситуациях, обучали детей спо-

собам разрешения конфликтов. В процессе работы был собран банк психо-

логических игр, этюдов, упражнений, комплексов психогимнастики, сюжет-

но-ролевых игр и игр-драматизаций, позволяющих детям расслабиться, раз-

вивать у них коммуникативность, эмоциональность, умение рефлексиро-

вать, повысить самооценку.

Одним из основных факторов развития современного российского здо-

ровьесберегающего образования является учет этнорегиональных особен-

ностей в системе воспитания. Народно-педагогические традиции могут стать

важной составляющей и условием успеха воспитательной работы по фор-

мированию культуры здоровья дошкольников.

Осетинские этнокультурные традиции здоровьесбережения на протяже-

нии веков способствовали укреплению здоровья подрастающего поколения,

становлению их воли и характера. В педагогической сокровищнице осетин-

ского народа особое место занимает воспитание физически крепких, здоро-

вых и нравственно благополучных детей. В осетинских сказках «Алдар и

пастух», «Сын бедняка и богач» говорится о детях, которые старались по-

мочь родителям и, несмотря на возраст, умели так выполнять домашнюю

работу, что удивляли взрослых своей силой, ловкостью и выносливостью. В

соответствии с принципом природосообразности, осетинский народ на ос-

нове богатейшего опыта и запаса наблюдений за детьми резюмировал, что

воспитание, в том числе и привитие навыков здоровья, нужно начинать с

раннего детства: «Дерево гнется, будучи молодым побегом». В ходе работы

по программе «Истоки здоровья» было уделено большое внимание нацио-

нально-региональному компоненту, осетинским народным играм, танцам.

Дети с интересом принимали участие в познавательных занятиях разучива-

ли осетинские подвижные игры, вместе с родителями принимали участие в

составлении родословной своей семьи.

Важнейшим условием реализации предложенной модели является тесное

взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с

родителями, обеспечивающее успешность в достижении сохранения, укреп-

ления и формирования здоровья дошкольников. В этих целях мы провели

анкетирование родителей, широко использовали информацию в родительских

уголках, задействовали родителей в материальном оснащении группы, разу-

чивании национальных подвижных игр, использовании элементов нацио-

нального осетинского костюма. В результате совместной работы у родителей

возрос интерес к работе дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, проведенная нами работа показала, что необходима

комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у

детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучше-

нию у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к

культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода.

Введение оздоровительной программы «Истоки здоровья» здоровьесбе-

регающего обучения явилось эффективным, о ч м свидетельствует динами-

ка роста показателей познавательного, физического, психического, этно-

культурного развития детей.

Список литературы:

1. Банникова Л. П. Программа оздоровления в ДОУ. – М. : ЛИНКА-

ПРЕСС, 2006. – 48 с.

2. Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. – Орджоникидзе,1978. –

164 с.

3. Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных

образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – 2011 –

150 с.

4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. По-

строение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное об-

разование в России. – М. : Издательство АСТ, 1996. – 336 с.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая комплексная работа во 2 классе «Сколько у кого детей?» Итоговая комплексная работа во 2 классе Сколько у кого детей? У большинства крупных животных обычно бывает не более одного-двух детёнышей.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Оздоровительная работа в младшей группеОздоровительная работа в младшей группе В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология загрязненность.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций
Опубликовано: 23 марта 2022 в 16:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Касаева (УИ 2944718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД