Лариса Касаева
Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
ТРАДИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В условиях современной действительности проблемы оздоровления ста-
ли особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здо-
ровья дошкольников. Около 70 % детей приходят из детских садов в школу
со слабым здоровьем. Положение усложняется многими причинами. Из-за
неблагоприятной экологической ситуации дети не могут нормально адапти-
Публикация «Комплексная оздоровительная работа дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации этнокультурных традиций» размещена в разделах
роваться к этим изменениям. В детских садах используются инновационные
технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познава-
тельной информации постоянно увеличивается, растет доля умственной на-
грузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаются переутомле-
ние детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно
влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы
их дальнейшего развития. Доля двигательной активности катастрофически
снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В свя-
зи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей
деятельности ДОУ.
Актуально проведение такой работы в условиях Республики Северная
Осетия – Алания. Проведенный в этой области здравоохранения анализ по-
казал, что более половины обследованных детей имеют предрасположенность
к тем или иным заболеваниям; из их числа более 60 % не находится на дис-
пансерном учете в лечебных учреждениях.
Для реализации идей здоровьесберегающей педагогики нами была раз-
работана модель культуры здоровья старших дошкольников, характеризую-
щаяся многокомпонентностью.
Целью модели культуры здоровья старших дошкольников является та-
кая организация воспитательно-образовательного процесса, которая позво-
лила бы сохранять и развивать здоровье дошкольника, заложить фундамент
его будущего социально-личностного благополучия.
Решая задачу культуры здоровья дошкольников, нами была разработана
комплексная оздоровительная программа «Истоки здоровья».
Цели программы:
– создание оптимальных условий для всестороннего полноценного
развития двигательных и психофизических способностей, укрепле-
ние здоровья детей дошкольного возраста путем повышения фи-
зиологической активности органов и систем в сочетании с другими
формами и средствами оздоровления в детском дошкольном обра-
зовательном учреждении;
– повышение культуры здоровья, воспитание у дошкольников пред-
ставления о здоровом образе жизни;
Теория и методика обучения и воспитания 77
– укрепление психофизического здоровья детей;
– использование этнокультурного опыта осетин по формированию
культуры здоровья;
– привлечение родителей для совместной работы по данной проблеме
с целью взаимообогащения представлений о традиционной культуре
воспитания осетин, о формировании культуры здоровья [3, с. 69].
Бальсевич В. К., Попов Г. И., Санникова Н. И. отмечают, что необходимо
с первых дошкольных лет давать детям регулярную информацию о форми-
ровании, сохранении и укреплении здоровья человека.
Содержательным ядром программы стала работа по интеллектуально-
познавательному развитию детей. Данная работа строилась исходя из того,
что привитие культуры здоровья должно быть сопряжено, прежде всего, с
овладением дошкольниками определенного объема знаний о своем орга-
низме, с формированием убеждений и потребности в здоровом образе жиз-
ни. Нами было разработано перспективное планирование, по которому осу-
ществлялась работа в данном направлении. Оно включило в себя: мотива-
цию к здоровью, навыков здорового образа жизни, формирование представ-
лений о своем теле, о способах сохранения своего здоровья, правильного
поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми,
формирование поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных
ситуациях. Содержание занятий было представлено такими темами, как:
«Из чего я состою», «Опасные люди и кто защищает нас от них», «Твой ре-
жим дня», «О пользе и вреде воды», «Как мы дышим и зачем», «Как работа-
ет сердце» и др. Обучение было построено таким образом, что не вызывало
у детей эмоциональных и физических перегрузок. На каждом занятии обя-
зательно использовались динамические паузы, упражнения на формирова-
ние правильной осанки, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, пси-
хогимнастика. Воспитатели вместе с детьми оформляли группы плакатами
о здоровье, детскими рисунками, иллюстрациями, детскими книгами о здо-
ровье, составляли планы проведения дня здоровья в каждой группе. Таким
образом, организация работы по познавательному развитию детей дала сле-
дующие результаты: дети овладели знаниями о внешнем строении тела, о
возможностях организма, познанию себя. Дети укрепили знания о назначе-
нии предметов гигиены, выработали навыки соблюдения режима дня.
Особенно важно, отмечает Л. П. Банникова, ввиду ограниченных возрас-
тных функциональных возможностей ребенка и повышенной ранимости его
организма, создание здоровой развивающей среды в ДОУ [1, с. 48].
Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жиз-
ни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого
из них [4]. На данном этапе работы предметно-пространственную разви-
вающую среду мы реконструировали на основе исходных концептуальных
позиций В. А. Петровского. Это означает, что стратегия и тактика построе-
ния среды определялись особенностями личностно-ориентированной моде-
ли воспитания. Руководствуясь принципом доступности, мы максимально
использовали площадь для движений, поместили дополнительное физкуль-
турно-оздоровительное оборудование, размещение которого не нарушило
интерьера группы. Согласно принципам построения развивающей среды,
игровое пространство в группе мы наполнили атрибутами осетинских под-
вижных игр, моделями, пособиями, предметами быта, что способствовало
развитию интереса к ним. Планшет «Мое настроение» вызывал огромный
интерес у детей, дети подолгу стояли и раздумывали, как выразить свое на-
строение. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образова-
тельном учреждении необходима для удовлетворения природной потребно-
сти детей в двигательной активности.
Большое внимание отведено использованию осетинских народных игр,
позволяющих укрепить здоровье и расширить детский кругозор [2].
Осетинские народные игры – неотъемлемая часть художественного и фи-
зического воспитания, так как в них радость движения сочетается с духовным
обогащением; формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное от-
ношение к культуре; создается основа для развития патриотических чувств.
Нами был разработан перспективный план физкультурно-оздоровитель-
ных мероприятий, в котором мы отразили виды физкультурно-оздорови-
тельной деятельности, время их проведения в режиме дня, особенности ме-
тодики проведения.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает также такие на-
правления, как: физкультурные занятия в зале и на воздухе, утренняя гим-
настика, физминутки, дни здоровья, массаж, дыхательная гимнастика, паль-
чиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, рижский метод закалива-
ния, фитотерапия, физкультурные праздники и досуги.
Лечебно-профилактическое направление в нашем исследовании вклю-
чает в себя такие профилактические мероприятия, как: траволечение, вита-
минотерапия, физиопроцедуры с использованием ингаляторов, пальчиковая
гимнастика; корригирующие упражнения на плоскостопие, осанку; закали-
вание и др.
В результате проделанной работы, общая заболеваемость в группе сни-
зилась, дети увлеклись занятиями по физической культуре, приобрели уме-
ние самостоятельно организовываться в подвижные игры, стали более уве-
ренными, смелыми и решительными. Система работы, несомненно, способ-
ствовала позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников :
улучшению соматических показателей, стабилизации физического, психо-
логического, эмоционального благополучия, улучшению посещаемости,
функционального состояния детей [3].
Анализ степени психического благополучия показал, что в группах на-
блюдается снижение общего уровня психической активности детей, тенден-
Теория и методика обучения и воспитания 79
ция к неблагополучию личностной адаптации, а так же превалирование в
некоторых случаях агрессивного поведения детей.
Для коррекции психического здоровья дошкольников нами был пред-
ложен тематический план по организации работы с детьми, имеющими на-
рушения в общении, разработана система работы.
Психическое здоровье дошкольника представлено нами также такими
формами работы, как песочнотерапия, изотерапия (рисование пальцами,
ладошкой, разукрашивание фигурок, музыкотерапия, куклотерапия, танце-
вальная терапия, психогимнастические этюды, релаксацию, цветотерапию.
Свое общение с детьми мы строили на основе доверия, уважения к лич-
ности ребенка, учили детей быть доброжелательными, вежливыми; в играх
и упражнениях, специально смоделированных ситуациях, обучали детей спо-
собам разрешения конфликтов. В процессе работы был собран банк психо-
логических игр, этюдов, упражнений, комплексов психогимнастики, сюжет-
но-ролевых игр и игр-драматизаций, позволяющих детям расслабиться, раз-
вивать у них коммуникативность, эмоциональность, умение рефлексиро-
вать, повысить самооценку.
Одним из основных факторов развития современного российского здо-
ровьесберегающего образования является учет этнорегиональных особен-
ностей в системе воспитания. Народно-педагогические традиции могут стать
важной составляющей и условием успеха воспитательной работы по фор-
мированию культуры здоровья дошкольников.
Осетинские этнокультурные традиции здоровьесбережения на протяже-
нии веков способствовали укреплению здоровья подрастающего поколения,
становлению их воли и характера. В педагогической сокровищнице осетин-
ского народа особое место занимает воспитание физически крепких, здоро-
вых и нравственно благополучных детей. В осетинских сказках «Алдар и
пастух», «Сын бедняка и богач» говорится о детях, которые старались по-
мочь родителям и, несмотря на возраст, умели так выполнять домашнюю
работу, что удивляли взрослых своей силой, ловкостью и выносливостью. В
соответствии с принципом природосообразности, осетинский народ на ос-
нове богатейшего опыта и запаса наблюдений за детьми резюмировал, что
воспитание, в том числе и привитие навыков здоровья, нужно начинать с
раннего детства: «Дерево гнется, будучи молодым побегом». В ходе работы
по программе «Истоки здоровья» было уделено большое внимание нацио-
нально-региональному компоненту, осетинским народным играм, танцам.
Дети с интересом принимали участие в познавательных занятиях разучива-
ли осетинские подвижные игры, вместе с родителями принимали участие в
составлении родословной своей семьи.
Важнейшим условием реализации предложенной модели является тесное
взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с
родителями, обеспечивающее успешность в достижении сохранения, укреп-
ления и формирования здоровья дошкольников. В этих целях мы провели
анкетирование родителей, широко использовали информацию в родительских
уголках, задействовали родителей в материальном оснащении группы, разу-
чивании национальных подвижных игр, использовании элементов нацио-
нального осетинского костюма. В результате совместной работы у родителей
возрос интерес к работе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что необходима
комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у
детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучше-
нию у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к
культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода.
Введение оздоровительной программы «Истоки здоровья» здоровьесбе-
регающего обучения явилось эффективным, о ч м свидетельствует динами-
ка роста показателей познавательного, физического, психического, этно-
культурного развития детей.
Список литературы:
1. Банникова Л. П. Программа оздоровления в ДОУ. – М. : ЛИНКА-
ПРЕСС, 2006. – 48 с.
2. Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. – Орджоникидзе,1978. –
164 с.
3. Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных
образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – 2011 –
150 с.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. По-
строение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное об-
разование в России. – М. : Издательство АСТ, 1996. – 336 с.