Лилия Слукина
Комплекс занятий «Игровые минутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий «Игровые минутки»
Составила педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна
КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак»
город Усть-Каменогорск
В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще наблюдаются нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства.
Основная задача педагога-психолога детского сада заключается в создании условий, способствующих сохранности психологического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
Публикация «Комплекс занятий „Игровые минутки“» размещена в разделах
С этой целью в режим дня введены занятия или лучше сказать игровые минутки, которые проводит фронтально в группах педагог-психолог или воспитатель. Длительность составляет 10-12 минут. Возраст детей – 3-4 и 4-5 лет.
В содержание занятий включены игры и упражнения, которые развивают познавательные процессы, самоконтроль, умение открыто выражать свои чувства и эмоции,помогают преодолеть трудности в общении, снять психоэмоциональное напряжение, повысить уверенность в себе. Занятия способствуют созданию положительного эмоционального климата в группе.
Занятие №1
Задачи:
Развитие эмпатии, навыков сотрудничества, умения открыто выражать свои чувства.
Снятие эмоционального напряжения, телесных зажимов, агрессии.
Создание положительного эмоционального климата в группе.
1. Этюд «Дружба начинается с улыбки» (5, 77)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
2. Игра «Ищу друга» (6, 129)
Каждому ребенку дается по игрушке, среди которых должно быть по 2-3 одинаковых (мишки, зайки и др., и предлагается потанцевать вместе с ними. Но одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, т. е. подыскивают своей игрушке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить перед собой и танцевать вокруг них.
3. Танец «Подари движение» (4, 186)
Дети стоят в кругу. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя однотипные движения в течение 15-20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.
4. Релаксация «Сердце на память» (4, 126)
Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца на память.
Занятие №2
Задачи:
Развитие слухового восприятия.
Снятие напряжения, мышечных зажимов, создание положительных эмоций удовольствия и радости.
Преодоление трудностей в общении, умение договариваться, действовать сплоченно.
1. Игра «Дотронься до…» (5, 76)
Дети стоят в кругу, в центре игрушки – кошки и собаки. Ведущий говорит: «Дотронься до …уха!» Дети должны прикоснуться к любому уху (своему, соседа или игрушки). Команды могут быть разными: дотронуться до головы, ноги, хвоста, усов, волос, пальца, лба и т. д.
2. Упражнение «Необычный хор» (4, 121)
Команда «кошек» и команда «собак». По очереди кошки промяукивают известную песню, а собаки прогавкивают.
3. Упражнение «Это я, узнай меня!» (6, 132)
Дети сидят полукругом. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.
4. Упражнение «Почему грустит котенок?» (4, 110)
Ведущий с кошкой в руках читает стихи:
Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал.
Котя это не сказал.
Передавая игрушку по кругу, дети говорят, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?
5. Упражнение «Доброе животное» (5, 77)
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, к дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед. Выдох – все делают 2шага назад. «Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого доброго животного себе».
Занятие №3
Задачи:
Развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии.
Преодоление трудностей в общении, умение договариваться, действовать сплоченно.
Создание свободной доброжелательной атмосферы.
1. Упражнение «Теплые ладошки» (14, 76)
Ведущий: «Давайте поделимся частичкой своей доброты. Потрите свои ладошки так сильно, чтобы они стали очень теплыми. Передайте свое тепло и доброту тому, кто стоит рядом».
Дети, стоя в кругу, трут ладошкой о ладошку, затем заводят руки за спину друг друга и поглаживают одновременно стоящих рядом детей по спине.
2. Игра «Снежки» (12, 41)
Участники делятся на две команды, которые встают друг напротив друга на расстоянии 4-5 метров. Их разделяет веревка на полу. Каждому участнику дается бумага для создания одного «снежка». Каждая группа по сигналу бросает снежки на сторону соперника, при этом снежки можно отбивать, чтобы они не упали на свое поле или перебрасывать их на поле соперников.
3. Упражнение «Спаси птенца» (5, 122)
Ведущий: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам! Помашите ему вслед рукой».
4. Игра «Снежинки»(8, 89)
Педагог объявляет группе, что сейчас все будут снежинками. Для этого надо встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении по всей комнате. Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду ведущего, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она будет прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду ведущего, например: «Снежинки объединяются в группы по две (по четыре, по пять и т. д.)».
Занятие №4
Задачи:
Развитие слухового внимания, произвольной памяти.
Обучение детей ориентации на своем теле.
Релаксация, развитие самоконтроля.
Создание положительного эмоционального климата в группе.
1. Упражнение «Общий круг» (10, 10)
Все сидят в кругу. Ведущий предлагает поздороваться глазами со всеми по кругу: «Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)
2. Игра «Покажи нос» (6, 142)
Дети стоят напротив взрослого, который говорит:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее взрослый называет вслух какую-либо часть лица, тела:
«Ушки-ушки» - все показывают уши.
«Глазки-глазки» - все показывают глазки.
«Ручки-ручки» - все показывают ручки и т. д.
3. Игра «Передай мяч» (5, 87)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Можно передавать мяч с закрытыми глазами.
4. Упражнение «Танцующие руки»
Дети ложатся на спину, вытягивают ноги и руки.
Ведущий говорит: «Под музыку у вас начинают танцевать руки, при этом остальные части тела находятся в спокойном состоянии».
Занятие №5
Задачи:
Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Развитие мелкой моторики, слухового внимания, эмпатии, умения контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.
1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (16, 77)
Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два – плечиками;
• Три – спинками.
2. Упражнение «Колечко» (16, 113)
Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняется одной рукой (отдельно каждой, затем двумя руками вместе.
3. Игра «Король-Боровик» (1, 79)
Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Шел Король-Боровик через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был Король-Боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
4. Игра «Добрыйбегемотик» (6, 136)
Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впереди стоящего.
Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке…
Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются.
Занятие №6
Задачи:
Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Снятие страхов, повышение уверенности в себе.
Снятие психо- мышечных зажимов, тактильно-мышечных ощущений.
1. Упражнение «Поздоровайся ласково» (2, 6)
Дети стоят в кругу и здороваются по очереди, ласково называя друг друга.
2. Игра «Боюська» (Журнал «Ребенок в детском саду», №3/2008, с 74)
Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тот или иной страх («боюську»)
3. Упражнение «Черепашки» (6, 140)
Дети встают по одну сторону ковра. Ведущий встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.
4. Упражнение «Свободный танец» (5, 190)
Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.
Занятие №7
Задачи:
Развитие умения контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие творческой активности.
1. Упражнение «Теплые ладошки» (14, 76)
Ведущий: «Давайте поделимся частичкой своей доброты. Потрите свои ладошки так сильно, чтобы они стали очень теплыми. Передайте свое тепло и доброту тому, кто стоит рядом».
Дети, стоя в кругу, трут ладошкой о ладошку, затем заводят руки за спину друг друга и поглаживают одновременно стоящих рядом детей по спине.
2. Игра «Слушай команду» (9,71)
Дети под музыку идут по кругу, как только музыка замолкает, ведущий произносит шепотом какую-либо команду, например «поднять руки», и все играющие выполняют ее.
3. Игра «Веселый мячик» (3, 202)
Дети по кругу передают мяч друг другу со словами:
Ты катись, веселый мячик, быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик – гопака танцует нам.
Танцует тот, у кого оказывается мяч по окончании чтения стихотворения.
4. Рисование «Цвет хорошего настроения» (5, 174)
Ведущий включает спокойную музыку и говорит: «Нужно хорошо подумать, «заглянуть» в себя и определить, какого цвета у вас сейчас настроение. Постарайтесь его сейчас нарисовать».
Занятие №8
Задачи:
Создание положительного эмоционального климата в группе.
Развитие мелкой моторики, слухового внимания, умения контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.
Снятие эмоционального напряжения, телесных зажимов, агрессии.
1. Этюд «Дружба начинается с улыбки» (5, 77)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
2. Упражнение «Кричалки – шепталки – молчалки» (13, 65)
Ведущий по очереди показывает вырезанные из картона ладошки красного, желтого или зеленого цвета. Дети выполняют инструкцию: зеленая – можно шуметь, кричать; желтая – можно шептать, шуршать; красная – молчать.
3. Упражнение «Волны» (11, 24)
Ведущий: «Наверное, вы любите купаться в море. В море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камешки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».
4. Релаксация «Сердце на память» (4, 126)
Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца на память.
Занятие №9
Задачи:
Снятие эмоционального напряжения, телесных зажимов.
Установление контакта в паре, координация речи и движения, развития чувства ритма.
Развитие эмоций, саморегуляции, самоконтроля, навыков общения.
1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (16, 77)
Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два – плечиками;
• Три – спинками.
2. Упражнение «Кулачки и ладошки» (3, 201)
Есть у любого два кулачка. Хлопнул один по другому слегка: хлоп-хлоп (4 раза)
Ну, а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: хлоп-хлоп (4 раза)
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: хлоп-хлоп (4 раза)
А ладошки – тут как тут, так и рассыпаются: хлоп-хлоп (4 раза)
Кулачки давай сердиться – громко хлопать стали: хлоп-хлоп (4 раза)
А ладошки –баловницы тоже не отстали: хлоп-хлоп (4 раза)
3. Игра «Только вместе» (6, 130)
Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый – двумя руками). По команде ведущего дети одновременно приседают, стараясь не выпустить мяч из рук, прыгают, проходят по группе. Главная задача – не выронить мяч.
4. Этюд «Свободный танец» (5, 190)
Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.
Занятие №10
Задачи:
Развитие слухового внимания, произвольной памяти.
Установление контакта в паре, снятие мышечных зажимов.
Снятие психо-эмоционального напряжения.
1. Упражнение «Общий круг» (10, 10)
Все сидят в кругу. Ведущий предлагает поздороваться глазами со всеми по кругу: «Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)
2. Игра «Я кладу в мешок…» (7, 31)
Ведущий начинает предложение: «Я кладу в мешок яблоко».
Следующий участник повторяет услышанное и добавляет свое слово: «Я кладу в мешок яблоко, банан» и т. д.
3. Игра «Ладошки» (2, 27)
Дети делятся на пары, поворачиваются друг к другу лицом, соединяют ладошки и движутся под музыку, преодолевая разные препятствия — огибают пуфики, стулья, пролезают сквозь обруч, идут по узкому «мостику» и т. д.
4. Релаксация «Отдых у ручья»
Присаживайтесь поудобнее, давайте возьмемся за руки, расслабимся. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним мысленно поиграем. Представим, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Представьте, что вместе с водичкой мы передаем друг другу радость. Замечательно. Я вас люблю.
Литература:
1. ВайнерМ. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М., «Педагогическое общество России», 2004
2. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2004
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997
4. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, «Академия», 2000
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, «Академия развития», 1997
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб, «Речь», 2001
7. МазепинаТ. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
8. Монина П. Г. Коммуникативный тренинг. СПб, «Речь», 2006
9. ОсиповаА. А. Диагностика и коррекция внимания. М., ТЦ «Сфера»,2002
10. ХолмогороваВ. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада. М., «Чистые пруды», 2007
11. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
12. Тупахина Т. В. Учимся переводить агрессию в позитив // Справочник педагога-психолога. Детский сад. №8/2013
13. Зоткина А. Н. Психопрофилактика нарушений произвольного внимания у детей //Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4/2014
14. Титаренко В. А. Игровой сеанс «Мыльные пузыри» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4/2014
15. Сорокина Л. И. Коррекция страхов у детей 4-6 лет // Журнал «Ребенок в детском саду», №3/2008
16. Ширяева Л. В. Развиваем навыки общения // Воспитатель ДОУ. №3/2009