Линиза Мамбетова
«Весёлые минутки или минутки здоровья» (мастер-класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы («Нетрадиционные методы оздоровления»)
Цель мастер класса : освоение нетрадиционных форм оздоровления детей и их последующее применение в практической деятельности воспитателя.
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Публикация «„Весёлые минутки или минутки здоровья“ (мастер-класс)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.
Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.
Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей – «минутках здоровья». К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.
Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. «Минутки здоровья» можно проводить перед выходом на прогулку, на прогулке, между различными видами деятельности, перед сном, после пробуждения. Продолжительность их невелика всего 2-3 минуты, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы веселые минутки сопровождались легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.
Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
Немалую роль играет спортивный уголок в группе.
Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно можно, если есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии. Можно использовать в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»- поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, еще можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.
А сейчас мне хочется показать нетрадиционные формы работы вместе с детьми, которые мы применяем в своей группе, т. е минутки здоровья.
Разотру ладошки сильно
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
Здороваются со всеми за руку.
Воспитатель:
Пушистая, белоснежная, лёгкая-лёгкая, почти невесомая. Как вы думаете, о ком это? (о снежинке) Давайте поймаем снежинку на ладошку.
1. Пальчиковая гимнастика: «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошки ловлю.
Я зиму и снег, и снежинку люблю (стучим каждым пальчиком по ладошке)
Но где же снежинки? (сжать кулачки) В ладошке вода (разжать пальчики)
Куда же исчезли снежинки, куда? (сжать кулачки, разжать пальчики)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи (потряхиваем кистями рук, пальчики вниз)
Как видно ладошки мои горячи (трем ладошки друг о дружку)
Воспитатель: Какие снежинки падали к вам на ладошку? (маленькие, белые, холодные).
2. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой.
«Греем наши ручки»
Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем носик»
Нажимать указательным пальцем точку под носом.
«Лепим ушки»
Указательным и большим пальцем "лепим" ушки.
«Правая ноздря, левая ноздря»
Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
«Сдуваем снежинку»
Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.
-Сейчас каждый из вас превратится в снежинку.
Превращаемся в снежинки, заметем мы все тропинки. Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит, и снежинки наши кружит"
Воспитатель: Вдруг снежинки услышали звонкую веселую музыку и полетели каждая по своей тропинке. Когда музыка стихнет мальчики – снежинки соберутся в один сугроб, а девочки – снежинки в другой.
3. Подвижная игра: «Снежинки – сугроб»
Воспитатель: Пора нам с вами снова превратиться в ребят. «Покружились, покружились и в ребят мы превратились.
4. Дыхательная гимнастика.
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. – о. с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Приглашаю детей на коврики немного отдохнуть.
5. Гимнастика для глаз «Сова»
(сидя, руки в упоре сзади)
В лесу темно, все спят давно (глаза закрыты).
Лишь сова не спит (открыли глаза).
Во все стороны глядит (смотрим вправо, влево).
Да как полетит (моргаем).
Так темно стало, что ребята задремали, а потом проснулись и солнцу улыбнулись.
6. Бодрящая гимнастика после сна. Самомассаж тела.
«Мурочка-Снегурочка»
Мурка шерстку прилизала. (поглаживают руки от кисти к плечу.)
Новый бантик повязала. (мягко поглаживают шею сверху вниз.)
А еще нашла у кошки (трут ладони друг о друга.)
Рукавички (Показывают ладошки.)
И сапожки (Поглаживают колени.)
Улыбнулась Мурочка (Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо влево.)
-Я теперь –Снегурочка (Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.)
7. Ходьба по дорожкам здоровья. (повторить 2-3 раза)
1Коврики.
2. Ребристая доска
3Подлезание под дуги.
4. Прыжки через лучики солнышко.
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну-ка веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!
Топают ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Это наши ножки, топ, топ, топ!
– Воспитатель: Давайте построимся друг за другом и сделаем массаж, чтобы всегда быть здоровыми.
8. Массаж спины «Дятел».
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)
Дятел в дуб всё тук да тук…
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)
А чтобы быть еще здоровей, я хочу вам дать витамины, но только в группе, когда помоем руки.
А теперь пора возвращаться в группу (дети под маршевую музыку шагают в группу)