Ольга Абдуллаева
Комплекс нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук детей «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук детей по теме
«Весна»
1этап: развитие движений кистей рук
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
«ВЕСЕЛЫЕ ЛЬДИНКИ»
Под самым карнизом, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (Стучат пальцами по столу.)
Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко».)
Сверкая бегут (Сжимают и разжимают пальцы.)
Публикация «Комплекс нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук детей „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По сосулькам слезинки…
И тают сосульки - (Стучат пальцами по столу.)
Веселые льдинки.
АПРЕЛЬ
Мы раскрыли окна, (Как будто раскрывают окна.)
Распахнули дверь. (Открывают дверь.)
Солнечный и мокрый (Сжимают и разжимают пальцы.)
К нам пришел апрель. (Пальцами «шагают» по столу.)
Забурлил ручьями, (Загибают по одному пальцу на руках.)
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами (Машут руками, словно крыльями.)
На березы сел.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Грачиха говорит грачу: (Сжимают и разжимают пальцы.)
«Слетай с грачатами к врачу, (Соединяют два больших пальца, Остальными машут, как крыльями.)
Прививки делать им пора (Сжимают и разжимают пальцы.)
Для укрепления пера!»
Игра «Солнышко светит»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: круглая заготовка для солнышка, прищепки жёлтого цвета.
Ход игры:
Педагог начинает игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот жёлтый круг (показать детям круг) в солнышко. Мы сделаем ему лучики».
Показывает детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обращает внимание детей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предлагает детям «снять лучики». (Теперь солнце светит неярко).
Игра «Подснежник».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: картинка с изображением подснежника, прищепки синего, зелёного и белого цвета.
Ход игры:
Начните игру с рассматривания картинки о весне, где обязательно изображё н подснежник: «Наступила весна, растаял снег, и вот стали появляться первые подснежники. Какие они красивые, белые, синие. Давайте вместе с вами соберём подснежники из прищепок, нанизывая одну прищепку на другую. Для стебелька и листиков использовать зелёные прищепки, для бутона белые или синие, по желанию детей.
Игра «Весенний дождик».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: резиновые груши или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках (по количеству детей, большая ёмкость с водой.
Ход игры:
Педагог раздаёт детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные тёплой водой, и предлагает поиграть: «Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!» Педагог предварительно демонстрирует малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги.
Затем предлагает детям самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустить воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполниться водой.
2 этап: развитие различных типов захватывания
Игра - занятие «Пирожки для мамы»
Цель: развивать различные типы захватывания: кулаком, щепотью, согласованную работу обеих рук.
Оборудование: тесто, изюм (фасоль, горох, камушки, поднос, карандаш.
Ход игры:
Предложите детям отщипнуть кусочек теста и размять его в руках, затем положить его на поднос и сделать в нём «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите детям положить изюминки.
Для детей средней группы задание усложняется. Дети придают пирожкам необычную форму и украшают пирожки природным материалом, либо фигуркам, сделанными из солёного теста.
3 этап: развитие соотносящих действий
Сюжетный тренажёр «Девочка»
Цель: формирование умения соотносить предметы, изображённые на сюжетной картинке, с изображением отдельных предметов; формирование умения различать и называть цвет, форму;
Оборудование: сюжетный тренажёр с изображением весеннего пейзажа, крышки от пластиковых бутылок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено (девочка, солнышко, цветы, трава, бабочка, облака). Дети отвечают на вопрос: «Что делает девочка?» (Ответы детей индивидуальные и хоровые.) Дети показывают, как девочка тянется к лучикам (имитационные движения).
Дети определяют цвет травы и сравнивают с растениями в уголке природы. Воспитатель предлагает детям показать на тренажёре верх, низ, определить, что расположено вверху, а что в низу. Обращает внимание на цветы, какого они цвета. Воспитатель показывает карточку определённого цвета, говорит какой это цвет и просит детей показать цветок такого цвета. Затем найти крышку такого же цвета и прикрутить к цветочку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнце тоже жёлтого цвета, но оно большое, нужно найти крышку жёлтого цвета большую и прикрутить её к солнцу.
4 этап: развитие подражательных движений рук
Упражнение «Пчёлки».
Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.
Оборудование: пельменница.
Для игры возьмите пельменницу. В этом кухонном приспособлении ячейки по форме похожи на пчелиные соты. Педагог предлагает ребёнку изображать рукой пчёлку и пальчиком как бы залетать в каждую «соту» :
А в пельменнице моей
Сто ячеек для зверей.
Эти звери – пчёлки-медовушки,
Каждой пчёлке – по своей избушке.
Для детей средней группы задание усложняется: вместо пельменницы используется подставка для яиц.
Пальцы как пчёлы,
Летают по сотам,
И в каждую входят с проверкою что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны.
Упражнение «Башмачки».
Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок.
Предложите детям взять крышки от пластиковых бутылок (4 штуки на каждого) и надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы. «Идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия - смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По весеннему переулку.
Другая рука:
Пальцы словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик, будто ножка,
Только шаркает немножко.
5 этап: развитие тактильных ощущений пальцев рук
Игра «Найдём корм для птичек».
Цель: развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Материал: солёное тесто, горох, рис, пшено.
Ход игры:
Берём кусочки солёного теста и закатываем в него горох, формируем шарик.
Детям даётся задание найти в тесте горошины.
Для второй младшей и средней группы задание усложнить, заменив горох на рис, а затем на пшено.
При создании пособий к комплексам нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики использовала тренажёры предложенные Е. В. Полозовой в книге «Развивающие тренажёры из бросового материала».