Елена Таймолкина
Игровой комплекс «Игралочка». Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Публикация «Игровой комплекс „Игралочка“, Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивнойимпульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.
Поэтому я, как педагог, придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми в случаях задержки их речевого развития. Считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики включат в себя следующие блоки:
Пальчиковый игротренинг
Озорной карандаш
Творческие упражнения
Воспитатели в своей работе используют следующие формы организации:
фронтально-организованная подгрупповая деятельность
индивидуально-коррекционная работа
режимные моменты.
1-й блок, пальчиковый игротренинг включает в себя следующие упражнения:
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• пальчиковая гимнастика с предметами;
• пальчиковые кинезиологические упражнения.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Используя массажёры, необходимо соблюдать правила: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти, выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Пальчиковые упражнения могут быть различными:
1. Упражнения без речевого сопровождения («Гармошка» : пальцы ладошки сходятся и расходятся или «Зеркало» : повторить за взрослым разнообразные движения каждого пальца.)
2. Упражнения на закрепление названий пальцев рук.
3. Народные пальчиковые игры.
4. Кинезиологические упражнения.
5. Упражнения с предметами: катушкой, карандашом, теннисным мячиком, куклами
2-й блок, «Озорной карандаш», включает в себя задания:
• графические диктанты;
• штриховка;
• работа с трафаретами;
• лабиринты;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• рисунок по образцу;
• волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)
Упражнения 3-го блока были разработаны при активной помощи родителей дошкольников. Это задания творческого характера:
• графические диктанты;
• штриховка;
• работа с трафаретами;
• лабиринты;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• рисунок по образцу;
• волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)
• пластилиновые игры.
• игры с песком
Наибольший интерес для детей представляют игры с бумагой, пластилином и песком.
Игры с пластилином проходят несколько приё мов обучения: «мнем и отщипываем», «надавливаем и размазываем», «скатываем шарики, раскатываем колбаски», «режем на кусочки», «лепим картинки», «готовим обед».
Игры с бумагой активно используются педагогами на педагогических тренингах с родителями. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Особенно любимые детьми игры с песком необходимо сопровождать словами: «Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.»
Результаты планомерной систематической работы по развитию мелкой моторики детей с ОНР :
1. Знания, умения, навыки, суждения детей по образовательной области «Речевое развитие» соответствуют программе на высоком уровне освоения
2. Навыки детей, полученные в ООД, режимных моментах, легко переносятся в новую нестандартную ситуацию.
3. Родители принимают активное участие в освоении материала
Для педагогов облегчается планирование, появляется возможность использовать в практике воспитания новые формы работы, прежде всего по таким мало разработанным формам, как организация взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1977г.
2. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
4. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.