Ольга Прудникова
Комплекс коррекционных упражнений по развитию мелкой моторики у младших дошкольников
▼ Скачать
Развитие мелкой моторики рук детей 2-го года жизни.
I. Массаж.
- повышение тонуса, эластичности и сократительной способности мышц.
1. Взять ладошку малыша и тщательно помассировать каждый пальчик,
начав с мизинца. Массажные движения выполнять от ногтевой фаланги к ладони,
уделяя внимание каждому суставчику.
2. Помассировать подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на
них.
3. Помассировать ладони малыша круговыми движениями указательного
пальца.
Публикация «Комплекс коррекционных упражнений по развитию мелкой моторики у младших дошкольников» размещена в разделах
4. Взять ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого
пальца делать круговые движения в центре ладони.
5. Помассировать пальцы кольцевым спиральным массажером. Надеть
массажер на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассировать пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).
6. Взять две массажные щетки и провести ими по ладоням ребенка. Его
руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
II. Упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук. (описание см. ниже)
1. Выполняются ребенком пассивно (пальчиками ребенка манипулирует взрослый).
2. Выполняются вместе со взрослым (взрослый помогает и корректирует движения).
Упражнения для кистей рук :
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
III. Формирование захвата щепотью.
- учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий, познакомить с названием этого пальца - указательный (игра "Курочка зовет своих цыплят", рисование пальчиком по крупе и пальчиковыми красками);
- учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию (игра на детском пианино);
- учить захватывать щепотью сыпучие предметы (манная крупа, речной песок, высыпая в различные емкости ("сварим кашку");
- учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью);
- учить бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью.
IV. Формирование пинцетного и щипцового захвата.
- учить обследовать предмет указательным пальцем
- учить брать предмет подушечками большого и указательного пальца
- учить брать предметы кончиками большого и указательного пальцев (игры с пинцетом и пипеткой, переворачивать страницы книг, рисовать точки и штрихи на бумаге, «цветные прищепки», перекладывание гороха их одной мисочки в другую, крупная мозаика)
V. Развитие соотносящих движений рук.
- учить использовать действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой, (матрешка из 2-х частей, вкладыши из 3-3 частей, пирамидки из 2-3 колец, наматывание ниток на клубок, рвать бумагу, отрывать кусочки).
VI. Развитие согласованности движений рук.
- учить использовать действия, в процессе которых, формируется согласованность движений рук (перемотка ниток, игра в воображаемый мячик, поворачивание вращающихся крышек банок в разные стороны, держать кубик, держа при этом в каждой руке по кубику, мыть руки, мыть детскую посудку)
Развитие мелкой моторики рук детей 3-го года жизни.
I. Упражнения для ладоней и пальцев рук с колючим массажным мячиком.
1. Мяч находится между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу.
Делать массажные движения, катая мяч вперед-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу.
Делать круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, ребенок делает вращательные движения вперед
(как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, ребенок с усилием надавливает ими на мяч (4-6
раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, ребенок делает вращательные движения назад
(как будто открываете крышку).
6. Подкинуть мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажать мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти
направлены в стороны. Надавить ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывать мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая
темп.
II. Упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук. (описание см. ниже)
1. Выполняются вместе со взрослым (взрослый показывает и корректирует движения).
2. Выполняются ребенком самостоятельно, с проговариванием
Упражнения для кистей рук :
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
III. Развитие и совершенствование соотносящих движений рук, координационных действий обеих рук, мелких движений пальцев на каждой руке, сгибательных и разгибательных движений кистей рук. (описание см. ниже)
Упражнения на сжатие, расслабление и растягивание кистей рук для детей второго года жизни.
"Сорока-белобока"
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребенка и говорит : "Сорока
варит кашу". Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем
игру: на фразе "этому дала" взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к
ладошке, кроме мизинца: "А этому не дала". Слегка потряхивая его, говорим с
шутливым укором: "Ты воды не носил. " и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала,
Этому дала, Этому дала, А этому не дала: "Ты воды не носил, Дров не рубил,
Каши не варил, Тебе нет ничего".
"Домик"
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба еще повыше.
(Поднимите все пальцы вверх,
не расцепляя их.)
"Прятки"
В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
"Зайчики"
Поставить все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка,
три зайка, Четыре зайка, пять.
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу
вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.
(Согните пальцы в кулак.)
"Здравствуй, пальчик"
Поочередно прикасаться указательным, средним, безымянным пальцами и
мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
"Сильные пальчики"
Согнуть свои пальцы и предложить малышу сделать то же самое. Затем
взять его за пальчики и тянуть их каждый в свою сторон.
Упражнения на сжатие, расслабление и растягивание кистей рук для детей третьего года жизни.
Все упражнения надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следить за правильностью их выполнения. Делать упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
"Котенок"
Сжать и разжать пальцы обеих рук.
«Ты, котенок, не пищи! Лучше маму поищи».
"Белка"
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. Сначала
выполнять упражнение правой рукой, а затем - левой.
«Сидит белка на тележке, продает она орешки лисичке-сестричке,
воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому».
"Цап-царап"
Ребенок кладет свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш
внимательно слушает вас. При словах "цап-царап" он должен отдернуть ручку,
чтобы его пальчики не попали в ваш "капкан". Затем в игру вступает другая
рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.
«По ладошке, по дорожке ходит маленькая кошка, в маленькие лапки
спрятала царапки. Если вдруг захочет - коготки поточит. Цап-царап!»
"Веселые пальчики"
Сжать пальцы в кулак. Поочередно разгибать их, начиная с большого.
Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.
«Большой палец -танцевал, указательный - скакал, средний
палец -приседал, безымянный - все кружился, а мизинчик - веселился.
"Веер"
Ладони перед собой, пальцы прижаты ("веер закрыт"). Широко
расставить, а потом прижать пальцы друг к другу ("открываем и закрываем
веер"). Помахать кистями на себя и от себя ("обмахиваемся веером") 6-8 раз.
"Павлин"
Все пальцы левой руки присоединить к большому пальцу. Ладонь правой
руки с раскрытыми пальцами приставить к тыльной поверхности левой руки
("хвост павлина"). Соединять и расставлять пальцы ("павлин раскрывает и
закрывает хвост").
«У веселого павлина. Фруктов полная корзина. В гости ждет друзей павлин,
А пока павлин один.»
"Бабочка"
Сжать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и
средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("бабочка машет крыльями") – сначала одной, потом другой рукой.
"На зарядку становись!"
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем
большим пальцем касаться всех остальных, как бы поднимая их на зарядку.
После этого сделать зарядку - 5 раз сжать и разжать кулачок.
«Пятый палец - крепко спал. Четвертый палец - лишь дремал. Третий
палец - засыпал. Второй палец - все зевал. Первый палец бодро встал, на
зарядку всех поднял.»
Упражнения на развитие и совершенствование соотносящих движений рук, координационных действий обеих рук, мелких движений пальцев на каждой руке, сгибательных и разгибательных движений кистей рук, для детей от 2 до 3 лет
1. "Рыбак"
Налить в миску воды и бросить туда несколько мелких предметов : кусочки
пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложить малышу с помощью
маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы
и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш
должен держать одной рукой.
2. "Дорожка"
Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон
полосками бумаги. Предложить малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу
нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
3. "Волшебная ложечка"
Поставить на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа -
пустую. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложкой.
Осторожно поднести ложку к пустой чашке и опрокинуть над ней. Задача:
пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
4. "Салют"
Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать
их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо
взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
6. "Сделай комочек"
Дать ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы
получился плотный комочек.
7. "Подзорная труба"
Ребенок берет лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в
трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в нее
окружающие предметы.
8. "Собери палочки"
Рассыпать перед ребенком счетные палочки. Малыш должен собрать их все
по одной обратно в коробочку.
9. "Лабиринт"
Нарисовать на листе бумаги лабиринт. Малыш должен пройти по нему
карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять
задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведет этот
лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.
10. "Бусы"
Нанизывание на леску или нитку пуговиц, крупных, а затем мелких бус, макаронин, сушек и т. п. Начинать с предметов, у которых шире
отверстие.
11. "Пройди по дорожке"
Нарисовать на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросить малыша
обвести ее пальчиком, цветным карандашом. Если ребенок справится с этим
заданием, нарисуйте дорожку посложнее.
12. "Ножницы"
Учить резать бумагу ножницами (2 разреза). Важно, чтобы ножницы были с закругленными концами, то есть безопасными.
13. "Сюрприз"
Завернуть значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребенка развернуть
все фантики и аккуратно их сложить.
14. "Прищепки на корзинке"
Поставить на стол корзинку с прищепками. Взять прищепку тремя
пальцами и прицепить ее на край корзинки. Предложить ребенку сделать то же
самое. После того как малыш это освоит, предложить ему прицепить все
прищепки.
15. "Разноцветные прищепки"
На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросить ребенка
тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного,
синего, зеленого. цвета.
16. "Угощение"
Предложить ребенку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки,
баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д.
Вырезать из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.