Татьяна Рязанова
Развитие речи через трудовое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Снижено ценностное отношение к труду. Именно поэтому важно в детском саду целенаправленно знакомить детей с профессиональной деятельностью человека, формировать интерес к труду, уважительное отношение к людям труда. Необходимо в детях воспитывать трудолюбие, стремление к созидательной деятельности, самостоятельности, бережное отношение к продуктам труда, умение и желание работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей. Все это, находясь в центре внимания воспитателя и учителя - логопеда, должно стать опорой для развития речи.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Мы посчитали необходимым и возможным организовать проведение работы по ознакомлению с трудовой деятельностью взрослых в логопедической группе с учетом ее специфики.
Трудовое воспитание в детском саду осуществляется одновременно в нескольких аспектах: дети получают представление о самообслуживании, участвуют в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе, учатся мастерить сами (ручной труд, узнают о труде других.
При привитии детям навыков самообслуживания надо целенаправленно и систематически развивать определенные умения : умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений проводится словарная работа. Обогащаем словарь существительных названиями предметов гигиены и частей лица, когда умываются дети. Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее. Помимо словаря существительных в речи детей должны быть разнообразные слова-действия (глаголы, так как именно они являются связующими звеньями при постройке предложений. При самообслуживании детей обязательно уделяем внимание развитию глагольного словаря, уточняем значение слов и упражняемся в словообразовании. Обращаем внимание детей на изменение смысла слова с помощью суффиксов или приставок при образовании новой формы: мылить, намылить, мылится; мыть, помыть, вымыть, смыть, перемыть и т. д. ; надевать, одевать, снимать, стаскивать, стягивать, одеваться, раздеваться, наряжаться, обуваться, завязывать, развязывать, класть, ставить, вешать, раскладывать, складывать, перекладывать и т. д. Создаем условия детям для использования этих слов в предложениях во время самообслуживания. Обращаем внимание на свойства и состояние предметов: грязный - чистый, запачканный, мокрый - сухой, влажный, отглаженный – мятый, намыленный и др. Добавляем их в предложения детей, распространяя их тем самым.
Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем или учителем-логопедом для занятия, и т. д.
В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Используем в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба - хлебница, для масла – масленка и т. д. Также образуем слова-признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из?» : каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т. д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем, От словосочетаний и предложений дети учатся постепенно переходить к составлению связных текстов на тему «Дежурство в саду» или «Мой день в детском саду» и т. д. При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т. д. Заодно закрепляем названия постельного белья, частей кровати, ориентировку в пространстве (левый верхний угол подушки, нижний правый угол матраца). Во время этой работы вводим в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил, разгладил, встряхнул, взбил и т. д. Необходимо учить детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Важно обращать внимание на правильное построение предложений. Определенное место в формировании трудовых навыков и развитии речи детей должна занимать деятельность, связанная с приведением в порядок игрушек, их мытьем и ремонтом. Во время уборки игрушек в группе дети озвучивают свои действия и строят предложения, активно используя предлоги (Я поставил мотоцикл на полку. Я положила куклу в коляску. Я поставил грузовик под этажерку и т. д.).
Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы на территории детского сада дети должны подметать и поливать площадку, помогать расчищать от мусора дорожки, научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки, спецодежды (перчатки, фартуки и т. д., словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т. д.) В ходе данной работы надо воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учить их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, отсаживать саженцы, надо отрабатывать правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводить в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Воспитатель должен рассказать детям о различных комнатных и садовых растениях, научить находить сходства и различия в строении растений и уходе за ними, тем самым обогащая речь детей сложными предложениями с союзами «а» и «и» («У фиалки есть лепестки, и у настурции есть лепестки», «У настурции резкий запах, а у фиалки – нежный запах»). При выполнении всех этих работ воспитатель должен создавать ситуации, способствующие разговору детей друг с другом на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Необходимо создавать условия для активного и правильного использования полученных знаний в речи детей (диалоги с педагогами, диалоги между детьми, составление рассказов). Это позволяет, не прибегая к специальным занятиям, в обстановке раскованности и свободного общения задавать детям вопросы, заранее проецируя ответы с нужными словами.
На занятиях ручным трудом в детском саду дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке воспитатель должен побуждает детей пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине, материалу, тактильным ощущениям и пр., таким образом, составляются несложные описательные рассказы.
При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями.
На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Предусмотрены различные формы работы: занятия, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, игры (различных видов, театрализация, трудовая деятельность, праздники и развлечения, встречи с интересными людьми.
На логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи активно изучаются оборудование некоторых рабочих мест (на колхозной ферме, в школе, на почте и др., спецодежду (врача, повара, пожарника, механизатора и т. д., орудия и инструменты труда (топор, молоток, веник, лейка, рубанок, швейная машина, кастрюля, половник и т. д., а также профессии, на каждой лексической теме: «Мой любимый детский сад» – работники садика; «Осень: овощи, фрукты, ягоды, грибы, хлеб» - огородник, садовод, садовник, хлебороб, тракторист, сеятель, грибник, ягодник; «Животный мир» - животновод, конюх, доярка, телятница, птичница и птичник, пастух, ветеринар, свинарка, собаковод, овцевод, а также работники пищевой и швейной промышленности, строительные профессии, работники транспорта (всех видов, военные профессии, профессии наших мам и т. д. Активизируется глагольный словарь детей на всех лексических темах (например, тема «Одежда» : шить, пришить, зашить, ушить, перешить, вышить, нашить, штопать, кроить, строить выкройку) Формируется словарь - наречий (тема «Одежда» : аккуратно, удобно, чисто, снизу, спереди, сзади и т. д., обогащается речь за счет изучения частей предметов (например, части спецодежды: манжеты, воротник, карман, рукава, штанины, пояс, полочка, спинка, подол и т. д., слов-антонимов (мятый-глаженный, чистый-грязный, новый-старый, нарядный-повседневный и т. д). Формируются у детей навыки словообразования и словоизменения (шерсть-шерстяной, ситец- ситцевый, вязать-вязаный, шить-шитый, один бархатный жилет – пять бархатных жилета, один портной – много портных). Учимся строить предложения разных видов (Из-под воротничка видна каемочка. У пальто широкий воротник, а у куртки – узкий. У Юли лёгкое, шелковое, нарядное платье. И др.). Составляем описательные рассказы, из личного опыта, по сюжетным картинам и сериям («Опиши одежду врача», «Мы собираемся гулять», «Шьем штанишки для мишки»).
На занятиях по коррекции звукопроизношения дети разучивают скороговорки, стихи, загадки и поговорки и труде, профессиях и инструментах. Например, поговорки для автоматизации звука «Р» : Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд — дело чести, будь в труде на первом месте; Чужими руками крапиву не дёргай; Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка; Кому работа в тягость, тому неведома радость; Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи; Счастливым и красивым делает человека работа; Труд человека кормит, а лень портит; На чужой каравай рта не зевай, а пораньше вставай да свой добывай; И многие другие.
Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их нравственно-трудовому воспитанию.