Татьяна Георгиевна Редикульцева
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзаж
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях.
Публикация «Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
Ход игры: воспитатель отбирает те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, и предлагает обосновать свой выбор дошкольникам.
2. «Собери пейзаж»
Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года.
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает по собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т. д., и рассказать о своем сюжете.
3. «Жанр живописи»
Цель: закрепить знания о пейзаже, его признаках.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
Ход игры: воспитатель предлагает найти пейзаж среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
4. «Мозаика – пейзаж»
Цель: учить составлять целостное изображение произведений живописи.
Материал: репродукции картин жанра пейзаж разрезанные на части.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать пейзаж из разрезанных частей.
5. «Времена года»
Цель: закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов. Художественные тексты о временах года.
Ход игры: воспитатель предлагает определить сезонные изменения природы (зима, весна, лето, осень). Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. На каждое правильно определенное время года воспитатель читает художественные тексты.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога…. У второго – синее
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава. На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
Натюрморт
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется – натюрморт!
1. «Из чего состоит натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах, а также знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает дошкольникам отобрать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта, и обосновать свой выбор.
2. «Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов).
Ход игры: воспитатель предлагает по собственному замыслу составить композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т. д., и рассказать о своем сюжете.
3. «Жанр натюрморт»
Цель: закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
Ход игры: воспитатель предлагает найти натюрморт среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
4. «Мозаика – натюрморт»
Цель: учить составлять целостное изображение произведений живописи.
Материал: репродукции картин жанра натюрморт разрезанные на части.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать натюрморт из разрезанных частей.
5. «Натюрморт»
Цель: стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Материал: репродукции картин жанра натюрморт.
Ход игры: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть натюрморт, и после слов: «Один, два, три – говори!» – назвать красный или желтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
6. «Симметричные предметы»
Цель: дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Ход игры: воспитатель показывает наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов. Затем воспитатель предлагает воспитанникам самостоятельно составить симметричные и асимметричные предметы.
Портрет
Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине. может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет!
1. «Составь портрет сказочного героя»
Цель: закрепить знания дошкольников о составных частях лица и их пространственном местонахождении, использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на восемь частей.
Ход игры: воспитатель предлагает составить портрет сказочного героя из составных частей и объяснить местонахождение каждой части лица.
2. «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).
Ход игры: воспитатель предлагает найти портрет среди других жанров и объяснить свой выбор. Предлагает детям составить описательный рассказ по произведению живописи.
3. «Узнай по профилю»
Цель: определить персонажей по силуэтному профилю.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характер.
4. «Семейный портрет»
Цель: закрепить знания дошкольников о половых и возрастных особенностях людей.
Материал: шесть портретов, разрезанных на четыре части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Ход игры: воспитатель предлагает назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т. д.
5. «Придумай и собери портрет»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, а также правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает составить портрет из различных частей лица по своему выбору и воображению, придумать имя и фамилию своему герою, придумать небольшой рассказ о нем.
6. «Мозаика – портрет»
Цель: учить составлять целостное изображение произведений живописи.
Материал: репродукции картин жанра портрет разрезанные на части.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать портрет из разрезанных частей.
7. «Найди недостаток в портрете»
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: десять карточек с изображением одного лица с различными недостатками.
Ход игры: воспитатель предлагает определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Дидактическая игра «Превращение цвета»
Цель: закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.
Материал: картинки-силуэты красок основных цветов и составных, картинки знаки "плюс", "минус" и "равно".
Ход игры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.
Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.
Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.
Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.