Людмила Чупина
Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли их ребенок. Поэтому узнать какие из шахматных фигур запомнил ребенок, и закрепить пройдённый материал на этапе знакомства с фигурами и расстановкой их на игровом поле, лучше всего в игре.
1. «Волшебный мешочек».
По очереди прячете в мешочек шахматные фигуры и просите детей на ощупь определить, какая фигура спрятана.
2. «Большая и маленькая».
Публикация «Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шахматы. Дидактические игры и пособия
- Шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом ребенок выбирает самую высокую из оставшихся и т. д.
3. «Белые и черные».
В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета и обязательно назвать ее. Например: «Черный король».
4. «Угадайка».
Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку угадать что это за фигура. Когда подбирая варианты, ребенок назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам.
5. «Прятки».
Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет другой ребенок.
6. «Над головой».
Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны быстро найти и поднять над головой названую фигуру.
7. «Войско из мешочка».
А. Спрячьте все шахматные фигуры в мешочек. Ребенок должен вынимать по одной и правильно ставить на шахматную доску. Если ребенок ошибся поправляете его.
Б. По очереди со взрослым достают из мешочка называют и расставляют на шахматную доску.
8. «Соседи».
Покажите ребенку две любые шахматные фигуры и спросите у него: «Стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции?»
9. «Лови – не лови».
Задавая ребенку вопросы, связанные с начальным положением, бросаете мяч ребенку. Если вопрос – утверждение верен, ребенку нужно поймать мяч. Если же нет, то мяч ловить нельзя.
Вопросы:
«В начальном положении у белых две ладьи?»
«Конь расположен между ладьей и слоном?»
«Ферзи стоят около королей?»
«Черный король находится на белом поле?»
10. «Шахматные классики».
Нарисовать фрагмент шахматной доски «две клетки на восемь», а затем нарисовать шахматные фигуры в начальном положении.