Дина Миненко
Комплекс дидактических игр и игр-занятий с куклой по формированию личной гигиены у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-занятие «Кукла Катя проснулась».
Задачи: закрепить знания детей о названии одежды куклы : майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.
Игровые правила: отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.
Публикация «Комплекс дидактических игр и игр-занятий с куклой по формированию личной гигиены у младших дошкольников» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Средняя группа
- Темочки
Игровые действия: поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.
Ход игры
Воспитатель заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.
На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.
Воспитатель объясняет правила игры:
- Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.
Воспитатель, обращаясь к большой кукле говорит :
- Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?
- Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.
- Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?
Один ребенок увидел платье. Воспитатель прикладывает платье кукле Кате.
- Дети, посмотрите, годится Кате платье? ( Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит.
Обращаясь к одному ребенку:
- Поищи другое платье.
Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.
- Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.
- Надо сначала трусики и майку надеть, - отвечают дети.
- Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь!
Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.
Таким образом находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.
Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.
Игра – занятие «Кукла Катя обедает»
Задачи: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.
Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.
Ход игры
На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.
- Дети, Катю надо покормить обедом. Говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла.
- А здесь стоит посуда. Указывает на стол, стоящий в сторонке.
Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.
Обращаясь к ребенку:
- Что ты поставишь Кате на стол?
- Я поставлю вот это.
- Как это называется?
- Тарелка глубокая для супа.
В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.
По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы : тарелки (глубокая и мелкая, вилка и ложка (большая и маленькая, хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.
Игра- занятие «Угостим кукол чаем»
Цель: учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо»; учить совершать цепочку последовательных действий.
Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.
Оборудование: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.
Ход игры:
В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:
- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)
- А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).
Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:
- Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».
Игра-занятие «Помоем руки Маше»
Цель игры: учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий; побуждать к речевому сопровождению действий.
Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.
Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого.
Ход игры:
В гости к детям приходит кукла Маша. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А. Барто:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях – дорожки.
- Посмотрите, ребята, какие у Маши грязные руки. Чвто же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.
Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем.
При этом читает стихотворение:
Хлюп- хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется.
Причешется, оденется.
Затем воспитатель предлагает предлагает детям вымыть руки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы (Что это? Для чего? И т. д.) Дети действуют, воспитате6ль при необходимости окказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей. Обращает внимание детей на необходимость мытья рук. Куклы благодарят детей и уходят.
Игра-занятие «Научим Степу одеваться на прогулку».
Цель игры: учить детей соблюдать последовательность при одевании.
Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.
Оборудование: кукла – мальчик, предметы одежды.
Ход игры
Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь».
В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду.
- Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.
Воспитатель: - Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу.
- Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды.
- Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, как надо надевать).
Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» - Дети отвечают.
- Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рейтузы) Хвалит его.
Так последовательно дети одевают Степу.
Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей.
- Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили?
Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате.
Игра-занятие «кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит :
-Вот кукла Маша, она заболела. У нее насморк. Ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!
Воспитатель произносит потешку:
-Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Воспитатель показывает детям как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действия.
Игра «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия
Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки — белые!» Далее воспитатель помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия воспитателя и ребенка.
Игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия
Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Воспитатель произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку — посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры
Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа : длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия
Воспитатель просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Воспитатель достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры воспитатель вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия воспитателя и ребенка.
Игра «Кому что?»
Задачи игры: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. (Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.)
Ход игры.
Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.