Нина Кожина
Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональные компетентности
Методическая компетентность
Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;
Разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;
Публикация «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС » размещена в разделах
Проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение УМК);
Структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ в том числе детей – инвалидов;
Обобщает опыт работы в проектах и методических рекомендациях;
Четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечений и т. д.);
Прописывает необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования;
Описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
Конструирует необходимую методическую продукцию;
Создает методическую продукцию, востребованную другими педагогами.
Технологическая компетентность
Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДО О с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
владеет информационно-коммуникационными технологиями;
самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;
самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику). Коммуникативная компетентность
Способен выстроить образовательную деятельность в современных интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, а также организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;
умеет оказывать эмоциональную поддержку;
владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;
способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно и понятно для других;
создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности;
умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами
Деятельностная компетентность
Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
строит образовательную деятельность с учетом общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и др.
создает широкие возможности для развития свободной игры детей;
способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;
мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;
владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
выстраивает партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Креативная компетентность
Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);
создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;
разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
вносит изменения в развивающую предметно-пространственную среду для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;
владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.
Игровая компетентность
Придумывает сюжеты игр;
создает условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;
обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость, артистичность;
проявляет недирективность — тактичность, чуткость;
серьезно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);
знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.
Рефлексивная компетентность
Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;
осознает уровень собственной деятельности, своих способностей;
знает и применяет на практике способы профессионального самосовершенствования;
видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности;
анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;
соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой дошкольного образования, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;
разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.