галина филенкова
Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарий о применении современных образовательных технологий.
Весь современный учебный процесс основан на использовании образовательных технологий. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Публикация «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными образовательными и коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической деятельности. В настоящее время в логопедической практике появилось множество современных, инновационных технологий, помимо тех, что проверены временем: технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и др. Основным критерием «современности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются функции и компенсаторные возможности ребенка.
Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также имеющихся в образовательной организации условий, я использую следующие современные образовательные технологии : игровые, технологию дифференцированного обучения, технологию интегрированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие и т. д.
В своей работе первым этапом использую диагностические процедуры, которые осуществляю на основе технологий обследования. Использование диагностических технологий позволяет выявить различные проблемы в речевом развитии ребенка («Методы обследования речи детей» Коненьковой, Г. В. Чиркиной, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс обследование звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия»).
Технологии развития лексико-грамматичекой стороны речи, развития звукопроизношения, формирования связной речи и других технологий, строю на основе работ Нищевой Н. В., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Бардышевой Т. Ю. и других.
Опираясь на технологии разных авторов, составляю планы/программы для детей, а так же примерные конспекты занятий с использованием нескольких технологий.
Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, позволяющие использовать специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети).
Возможности использования информационных технологий в логопедии очень велики.
Применение мною компьютера позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. В ходе коррекционного воздействия с применением ИКТ (например презентации, используя компьютерные тренажёры и программы для логопедической работы, стало ясно, что не все упражнения могут оказывать положительное воздействия на обучающихся у логопеда, поскольку не во всех учитываются психофизиологические особенности детей с ОВЗ. Так как логопедические занятия посещают, дети с различной нозологией и, исходя из опыта работы, я сделала вывод, что для решения коррекционных задач, необходима адаптация некоторых компьютерных программ для данной категории детей и их правильный подбор. Я использую компьютерные программы «Игры для тигры», «Мир звуков и слов» - адаптирую некоторые из них под уровень детей.
Особое место в коррекции детей с проблемами, в общем, и речевом развитии занимают игровые технологии. Эффективность применения игровых технологий и игровой терапии не раз отмечали в коррекции логопедических нарушений детей Г. А. Волкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. С помощью игровой деятельности я решаю много задач.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Правильно организованная, любая игровая деятельность, в том числе дидактическая игра - является важнейшей частью всего коррекционно-образовательного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность. Игровая технология. Игровая технология обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
На своих занятиях я широко использую игровую мотивацию и игровые приемы обучения. При проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, я опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, для того чтобы они были понятны и доступны детям.
Таким образом, логопеду очень важно владеть игровыми технологиями, и я убеждена, что именно использование игр обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей.
Технология развивающего обучения.
Цель – формирование теоретического мышления и сознания. Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Я использую в своей работе некоторые проблемные ситуации (например, «Не хватает одного стула. Что делать?», «Моделирование ситуации «Беспорядок в группе», «Намеренные ошибки педагога», «Верно ли это утверждение», «Докажи Незнайке свой ответ», «Плюсы и минусы зимы», и др.) Тем самым, я стараюсь развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, школе и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. К этому виду технологий относятся технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.
Я как учитель – логопед использую элементы этих технологий :
психогимнастика – направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
аутотренинг - помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.
В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. В начале учебного года после полного логопедического обследования всех детей заполняются индивидуальные речевые карты. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей воспитанника, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ, и от того какое речевое и сопутствующее нарушение есть у ребенка. Личностно-ориентировочный подход обеспечивается и в групповых формах работы :
В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении. Стараюсь вовлекать детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.
Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной, воспитательной и коррекционной работы логопеда. Решению этой задачи и поможет использование здоровьесберегающих технологий. В своей работе я использую эти технологии в течение всего времени коррекции и обучения.
Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук, кинезиотерапию и др.
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, характеризуется большой спецификой, и современные технологии логопедического воздействия позволяют создавать лучшие условия для дальнейшей коррекции, ведут по более эффективному пути процесс коррекции. Безусловно, для того чтобы заинтересовать детей, сделать обучение более осознанным, необходимо использовать в работе нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, а так же современные технологии. Современные технологии работы в деятельности учителя - логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи современные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма в целом. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Однако, не смотря на развитие современных направлений в логопедической теории и практике, важно сохранять и базовые, традиционные подходы.