Ольга КУРНОСИКОВА
«Дорогами добра». Комбинированный проект по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Комбинированный проект
по духовно - нравственному воспитанию детей с ОВЗ
"Дорогами добра"
Составила и провела
Воспитатель: Курносикова О. Л.
2021г.
Образовательные учреждения (школы, детские дома - интернаты) были, есть и остаются одним из важнейших общественных институтов, которые создают условия для развития, обучения и защиты каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.
Весь педагогический коллектив: воспитатели, педагоги, специалисты стараются воспитывать в детях доброту, щедрость души, умение наслаждаться окружающим миром.
"Воспитание, из всех святых дел, самое святое"
Феофан Затворник
Проект направлен на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре проекта в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Основные направления воспитания
Духовно - нравственное воспитание
Здоровый образ жизни (физическое воспитание)
Патриотическое воспитание
Экологическое воспитание
Методы проекта:
- Наблюдение;
- Познавательно игровые занятия;
- Совместные игры;
- Беседы;
- Экспедиции, экскурсии;
- Адаптивная физическая культура, адаптивный спорт.
Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ.
- В современном мире ребёнок развивается окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.
Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствия данного проступка для окружающих людей.
Основные задачи духовно - нравственного воспитания и развития:
- Формирование у детей личностной культуры;
- Формирование у детей социальной культуры;
Цель духовно - нравственного воспитания :
- Возвышение сердца, научение его любви;
- Выбор правильного направления развития личности.
Методы нравственного воспитания:
- Атмосфера любви и взаимопонимания;
- Атмосфера искренности, доверия.
Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности воспитанников, осуществляется в повседневной жизни и на уроках, и занятиях внеурочной деятельности по ознакомлению с окружающим.
Слайды к каждому мероприятию.
- Духовная беседа "Великий пост" .
- Просмотр документального фильма "Сын радости" с последующим обсуждением.
- Просмотр фильмов "Житие Преподобного Сергия", "Дивеево., Святая Канавка" с последующим обсуждением.
- Паломнические поездки, экскурсии.
- Посещение детьми домового храма Св. Пантелеймона.
- Групповые мероприятия к празднику Светлой Пасхи и др. праздникам.
Так-же такие мероприятия способствуют духовно - нравственному воспитанию детей с ОВЗ.
"Любить природу - значит любить Родину"
М. Пришвин
Экологическое воспитание.
Актуальность: общество осознало, что нужно сделать среду обитания приемлемой для существования, когда уже видны отрицательные последствия потребительского отношения к природе, поэтому должно уделяться большое внимание экологическому воспитанию.
Цель: Воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы ради всего живого на Земле.
Задачи: - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать свои действия к природе.
- учить детей жить в относительной гармонии с природой.
- Учить с детьми нормы и правила поведения в природе.
- Учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в охрану окружающей среды.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзу и понимают, что всё это красиво и дорого, потому что это наше - родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые нравственные качества человека - в их числе любовь к Родине.
Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего возраста любить природу, любить Родину. От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее.
Методы и приёмы: - Целевые прогулки, поход в берёзовую рощу, экскурсия в берёзовую рощу "Как прекрасен этот мир. "
Дидактические игры: "Животные средней полосы", "Деревья и листья", "Насекомые", "Птицы средней полосы".
Экологический десант "Родник - источник жизни", "Помощь деревьям".
Беседы: "Правила поведения в природе", "Следы хорошего и плохого поведения человека в природе" (Заполнить таблицу).
"Сроки разложения материалов в естественных условиях".
Рассказы с использованием тематических картинок: "Родная природа", "Лекарственные растения".
Вставить слайды.
Исследовательская деятельность: Лекарственные растения. Кипрей. Посчитать количество лепестков у кипрея. Измерить высоту стебля кипрея. Найти самый высокий - низкий кипрей.
Использовать тематические картинки с видами животных, деревьев, кустарников, насекомых. Детям предлагается найти похожие деревья, кустарники и т. д.
Итоговое занятие по экологическому проекту с чаепитием. Тема: "Лекарственные растения". (Слайды).
"То что сегодня ребёнок умеет выполнять под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно" А. С. Выгодский
"На волне здоровья"
Направление: Пропаганда здорового образа жизни.
Цель: Укрепление здоровья детей с ОВЗ.
Задачи: - Формирование здорового образа жизни.
- Воспитание патриотических чувств.
- Развитие мотивационной сферы.
По мнению многих авторов, одним из путей социальной реабилитации, является привлечения детей с ОВЗ к систематическим занятиям адаптивной физкультурой и адаптивным спортом. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого ребёнка с ОВЗ.
Основные формы физического воспитания:
- Занятия физическими упражнениями под руководством воспитателя: комплекс утренней гимнастики, гимнастические прогулки, ближний туризм. (Слайды).
-Коррекционные занятия с использованием методических материалов (слайды).
-Организованные групповые и индивидуальные занятия адаптивной физкультурой. (Слайды)
- Иванспорт (соревнования по доступным видам спорта).
Провести следующие спортивно - оздоровительные мероприятия: - "День зимних видов спорта", "Будь спортивным и здоровым" (Слайд).
- Познавательно - спортивная программа " Наш солдат умен и силён". (Слайд)
- Турнир по шашкам. "Увлекательный мир шашек".(Слайд)
- Познавательно - экологическая программа "Весна идёт, весне дорогу" (Слайд)
- Спортивный праздник "Салют Победы" (Слайд).
- Турнир по армреслингу. "Мы сильнее, мы мощнее, все преграды одолеем". (Слайд).
Если физическое воспитание создаёт начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формируют предпосылки для их развития, то иванспорт способствует полному раскрытию этих возможностей, позволяет испытывать удовольствие от определённых трудностей. Иванспорт дает возможность установлению контактов с другими людьми, способствует расширению социального опыта. Всё это создаёт реабилитационную (физкультурно - оздоровительную) среду для детей с ОВЗ.
Патриотическое воспитание
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому дому, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания :
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- формирование мира и межличностных отношений и т. д.
При составлении Проекта использованы:
• Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст. 67.1, п. 4;
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
• Указ Президента Российской Федерации Путина В. В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
КТП для реализации проекта
Название мероприятия Дата
Мобильный мини – музей посвящённый ВОВ Беседа о музее. Март
Встреча с потомками ветерана. Апрель
Беседа «О войне» Март
Просмотр фильма «В бой идут одни старики». Апрель
Экскурсия в музей. Апрель
Музыкально-патриотическое развлечение «День Победы» Май
Чтение отрывков художественных произведений С. Ерёмина «Память о войне», Драгунский «Арбузный переулок» Апрель
Экскурсия в военному мемориалу Май
Рассматривание объектов мини-музея. Составление рассказа об объекте. Май
Презентация. Май
Беседа «Рождество Богородицы» Сентябрь
«Святитель «Николай Чудотворец» Декабрь
Праздники в нашей стране «Рождество Христово» Январь
Беседа «Печенье» Июнь
Беседа «Настоящий друг» Июнь
«День космонавтики» Апрель
«Выход в открытый космос» Апрель
«Пасхальные гуляния» Апрель
«Троица» Июнь
«Защитники Отечества» февраль
«Блокада Ленинграда» Февраль
«Герб Москвы» Октябрь
«Потомки Дмитрия Донского» Ноябрь
Как люди трудятся сейчас и как работали раньше. Ноябрь
Масленица. История и традиции. Март
«Эх, масленица. Да ты, Красавица!» Март
Традиции русского чаепития. Презентация Матр
Русские народные промыслы (Городецкая роспись, хохлома, урало-сибирская роспись и др. Сентябрь
Традиционная русская кухня. Сентябрь
«Наше здоровье» презентация октябрь
Калейдоскоп «День любимых сказок» Январь
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Апрель
«Азбука безопасности» Агуст
Тематические недели по плану ДДИ