Людмила Нестеренкова
«Колокольчики». Цикл занятий по слушанию музыки о природе в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Музыкальный руководитель Нестеренкова Л. А.
КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ, ЦВЕТИКИ СТЕПНЫЕ.
(3 занятия в старшей группе)
Занятие 1
Цель: воспитывать чувство красоты, учить видеть красоту в природе и музыке.
Музыкальный руководитель. Сейчас я сыграю вам пьесу композитора А. Гречанинова «В поле». Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)
Публикация «„Колокольчики“, Цикл занятий по слушанию музыки о природе в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети. Нежная, грустная.
Музыкальный руководитель. Да, когда любуешься красотой природы, часто чувствуешь успокоение, нежность, легкую грусть. Музыка эта широкая, привольная, как просторы полей. В этой пьесе слышится подражание звучанию пастушьей свирели. (Исполняет фрагмент.)
В одном из стихотворений Сергея Есенина есть такие строки:
Погасло солнце.
Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.
Как созвучна эта картина изображенной в песне! (Произведение исполняется повторно.)
Музыкальный руководитель.
Занятие 2
Цель: учить сравнивать пьесы, близкие по названию, но контрастные по на-строению, различать оттенки настроений.
Педагог исполняет пьесу А. Гречанинова «В поле». Дети вспоминают ее название, определяют характер.
Музыкальный руководитель. Как звучит свирель в этой пьесе?
Дети. Грустно, печально.
Музыкальный руководитель. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Пастушок». В ней тоже изображаются звуки пастушьей свирели. Как она звучит? (Исполняет фрагмент.)
Дети. Весело, радостно.
Музыкальный руководитель. Да, пастушок беззаботно насвистывает на своей свирели веселый наигрыш. А меняется ли настроение в этой пьесе? (Играет пьесу целиком.)
Дети. Да, в середине музыка страшноватая, грустная.
Музыкальный руководитель. Правильно, в средней части пьесы появляются тревожные, сумрачные, беспокойные интонации, пастушку стало страшно одному. Может быть, стемнело, небо перед грозой нахмурилось, или пастушку что-то почудилось страшное. (Исполняет фрагмент средней части.)
Но вот все страхи миновали, и снова звучит веселый посвист. (Исполняет третью часть, а потом всю пьесу целиком.)
Меняется ли настроение в пьесе А. Гречанинова «В поле»? (Исполняет пьесу.)
Дети. Музыка то грустная, то спокойная.
Музыкальный руководитель. Да, в этой пьесе две мелодии. Одна напоминает пастуший наигрыш, но он не такой, как в пьесе С. Майкапара «Пастушок», веселый и беззаботный, а грустный, задумчивый, нежный. (Исполняет 1—25-й такты.)
Вторая мелодия напоминает привольную русскую песню — ласковую, задушевную. Настроение мелодии все время меняется. Она звучит то светло, спокойно и безмятежно (исполняет 26—29-й такты, то грустно, печально. (Исполняет 30— 34-й такты.) В ней мерцают то светлые (мажорные, то печальные (минорные) краски. (Исполняет последние 11 тактов пьесы.)
В пьесе С. Майкапара «Пастушок» в средней части настроение резко меняется: в начале было веселым, потом становится тревожным; а в пьесе А. Гречанинова нет такой яркой смены настроений, меняются только оттенки: то появляются спокойные, светлые тона, то вновь музыка звучит печально. Вся она грустно-задумчивая, задушевная, теплая. (Исполняет пьесу.)
Занятие 3
Цель: учить сравнивать контрастные произведения, близкие по тематике.
Музыкальный руководитель. Вы слушали пьесу А. Гречанинова «В поле». Мы говорили о том, что она нежная, задумчивая, спокойная, задушевная, немного грустная. (Исполняет фрагмент.)
В поле можно увидеть очень красивые полевые цветы — ромашки, васильки, колокольчики. Они как разноцветные огоньки на зеленом ковре травы. Когда в поле нет дорог, мчащийся конь невольно топчет эту красоту. У Алексея Константиновича Толстого есть замечательное стихотворение.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом,
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю,
Конь несет меня лихой,
А куда — не знаю!
На эти стихи некоторые композиторы даже написали музыку. Послушайте песню русского композитора П. Булахова. (Исполняет песню.)
Музыка взволнованная, горячая, быстрая, душевная, очень красивая! Во вступлении и заключении слышится стремительная, извилистая мелодия, напоминающая то ли неистовый бег «дикого, непокоренного» коня на просторе поля, то ли свист ветра. (Исполняет вступление и заключение.)
Мелодия песни привольная, широкая, раздольная. Ее никак нельзя назвать плавной, наоборот, она состоит из многих скачков, широких ходов, которые придают ей характер буйный, непокорный, неукротимый, как стремительная скачка лихого коня. (Исполняет только мелодию.)
Аккомпанемент песни очень ритмичный, четкий. Он тоже помогает изобразить неистовый бег коня, стук его копыт. (Играет только аккомпанемент, потом всю песню целиком.)
Нарисуйте дома картину, которая изображена в песне — в стихах А. К. Толстого и музыке П. Булахова.
А сейчас мы разучим песню «Колокольчик», на слова Н Соловьева, музыка М. Парцхаладзе.