Марина Балясова
Обобщение опыта «Современные подходы к слушанию музыки с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки осуществляется в процессе всей педагогической работы в образовательных учреждениях – на праздниках, занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Педагог традиционно посвящает часть занятий этому процессу. От того, какая музыка окружает ребёнка и звучит в его повседневной жизни, зависит становление вкуса, культурный кругозор подрастающего человека и выбор музыки в дальнейшей жизни.
Публикация «Обобщение опыта „Современные подходы к слушанию музыки с детьми“» размещена в разделах
Если конкретизировать роль слушания музыки в целостном развитии ребёнка, то можно выделить из данного процесса следующие аспекты развития:
- эмоциональную сферу;
-социализацию;
-мышление, память, внимание, воображение, интерес к окружающему миру; собственно, восприятие;
-исполнительские умения и творчество в художественных видах деятельности.
Закономерно возникает вопрос отбора музыкального материала для детей. В качестве ведущих принципов отбора репертуара выделяются:
-наличие в произведении яркого образа;
-доступность музыкальных произведений восприятию ребёнка;
-высокая эмоциональность музыки и в то же время соответствие её содержания эмоциональному опыту ребёнка;
-Соответствие произведения детскому восприятию по продолжительности звучания.
Требования к отбору репертуара могут быть конкретизированы рядом принципов. Перечислим их.
Принцип учета музыкальных интересов детей.
Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложения разным детям разной музыки.
Принцип учета деятельностной природы ребенка.
Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность детей.
Принцип учета эмоционального опыта ребенка.
Ребёнок получает возможность «проживать» в музыке те события, которые вызывают в нем сильные переживания.
Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки.
Реализация данного принципа возможна при хорошем знании педагогом особенностей отношения ребенка к музыке.
Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки.
Этот принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка, а с другой-многомерной природой музыки. Поэтому и палитра музыкальных произведений для слушания, становится практически безгранична.
Репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка.
Произведения композиторов – романтиков – Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона – могут использоваться для передачи нюансов душевного состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В хорошей музыке почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому чем устойчивее связь и взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.
Репертуар для решения задач психического развития ребенка.
В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычно «выпукла», образна, ярка. К их числу относятся Н. Римский-Корсаков, О. Респиги, С. Прокофьев, А. Лядов. В музыкальной классике можно найти звуковые картины практически всех явлений окружающего мира. Наличие подобной фонотеки может оказать существенное влияние на развитие ребёнка.
Репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора.
Педагог дает возможность накопить особый опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, в средствах ее выразительности, в музыкальных формах, в интонационной специфике разных композиторов. Классические и современные, программные и непрограммные, они должны быть:
-небольшие по объему; время их исполнения не должно превышать 5-8 минут;
-с яркой выраженностью стилистических средств: темпа, ритма, динамики, мелодии;
-разнообразными по стилям и жанрам.
Обобщенный алгоритм действий взрослого (педагога, семьи) в процессе организации слушания музыки обусловлен логикой четырех последовательных этапов.
Этапы слушания музыки и практические рекомендации
Этапы слушания музыки
1. Привлечения внимания детей к музыке, их настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него Практические рекомендации.
Встреча с музыкой должна стать по-настоящему интересным событием, таящим в себе некоторую «интригу», для этого используйте стихи, загадки, проблемные ситуации, игры-путешествия, игры-экспериментирования со звуками, повествовательные рассказы без окончания (окончанием станет музыкальное произведение) т. и. п.
После первого прослушивания постарайтесь выдержать паузу всего несколько секунд. Детям необходимо понять, что сейчас произошло с ними, важно «задержаться в музыкальном восприятии», сохранить музыкальное, «послевкусие»- а это требует деликатности и тишины
2. Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности Второй этап-время вопросов. Начните с анализа тех впечатлений, которые получил ребёнок. Обратите внимание, с какими событиями в его жизни ассоциируется у ребёнка эмоциональное переживание музыки, поищите аналогии. Не стремитесь добиваться точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, сосредоточьтесь больше на характере, образа, музыкальном содержании и повествовании, сюжете. Пробудите фантазию ребёнка, активизируйте его воображение
3. Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать его еще раз. На этом этапе целесообразно использовать мнемотехнические приемы, дидактические игры, задать детям вопросы. Слушание музыки может стать частью проектной деятельности детей если, например, предложить им создать «Волшебную книгу музыки», придумать самостоятельно лото «Путешествие в мир музыки» или «Мой любимый композитор». Практика показывает, что при самостоятельной деятельности у детей возрастает интерес к музыке, естественно происходит её запоминание.
4. Создание условий для выражения ребёнка результатов музыкального восприятия в деятельности-игровой, художественной, двигательной, речевой. Слушание музыки требует организации. Предложите детям составить коллективный рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ – в любой технике, индивидуально или всем вместе. Возможно создание двигательных импровизаций под музыку. Сочиненные детьми сюжеты могут стать интересной игрой. Важно, чтобы ребенок «увидел» музыку, приобщился к её созданию, перешел от восприятия к исполнительству и творчеству