Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Детский сад «Солнышко»
Краснинского района Смоленской области
Цикл занятий по слушанию музыки
Тема: Камиль Сен – Санс «Карнавал животных»
Автор разработки: Нестеренкова Людмила Алексеевна,
Аннотация
Публикация «Цикл занятий по слушанию музыки „Камиль Сен-Санс „Карнавал животных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений, являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры.
«Карнавал животных», предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных. Это нашло отображение в названиях пьес: «Слон», «Куры и петухи», «Кукушка в чаще леса», «Королевский марш льва», «Антилопа», «Черепаха», «»Кенгуру», «Аквариум», «Осел», «Лебедь».
Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах». Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста:
1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки;
2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);
3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :
4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру музыкальным образам, и оркестровывать произведения;
5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности, интонации.
Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий, посвященных только этапу слушания музыки. На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса: «Слон», «Куры и петухи», «Марш королевских львов», «Кукушка в глубине леса».
Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)
Тема: ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия)
Занятие 1
Цель: рассказать о том, что музыка может изображать животных, птиц, их повадки.
Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных, птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами: слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса.) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик».)
Дети. Про ежика.
Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса.) Дети. Слон.
Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки. Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)
А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)
Занятие 2
Цель: формировать представления о языке музыки, средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания).
Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес: ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая, отрывистая, тихая.
Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто, легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки.)
А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто, неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками.)
Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.
Занятие 3
Цель: учить различать средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движениях.
Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона — в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон». Ее написал композитор К. Сен-Санс. Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)
Дети. Слон танцует.
Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс — это танец, который танцует кружась: раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, — тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)
Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?
Дети двигаются под музыку.
В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика — пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)
Сначала музыка звучит тихо, ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1—4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5—8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками. Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит: «Уколю!» (Играет фрагмент)
Кто хочет изобразить ежика?
Дети двигаются под музыку.
Занятие 4
Тема: Птицы
Цель: учить сравнивать произведения с похожими названиями.
Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)
В самом начале, прислушайтесь, музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент).
Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент). Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)
А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе — громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)
А сейчас послушайте, как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу, которая называется «Куры и петухи». Музыка изображает настоящий переполох в курятнике: громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)
Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке — передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)
Занятие 5
Тема: Кукушка
Цель: учить сравнивать произведения с похожими названиями.
Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка», а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных», написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса»? (Исполняется фрагмент)
Дети. Тихая, таинственная.
Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)
Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка». В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать, как поет для них на концерте кукушка.
Концерт начать
Давно пора,
Прочитаны афиши…
Вот включены прожектора!
Вниманье!
Тише…Тише…
(Исолняет песню «Артистка») Как поет кукушка?
Дети. Весело, задорно.
Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)
Дети. Скучно.
Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело, потому что она поет одно и то же: Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.
Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке, рассказывая о кукушке.
Занятие 6
Тема: ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ
Цель: учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.
Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса, которая называется «Королевский марш льва». Какой характер этой музыки? (Звучит пьеса.)
Дети. Музыка грозная, страшноватая.
Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку, передавая торжественное шествие льва?
Дети выполняют задание.
А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик». Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик»? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка: «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»
Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков: они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)
Музыка, передающая поступь льва, — торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, — жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так: раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать: раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.
Дети выполняют задание под музыку.
Заключение
Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания, побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов.
Приложение
1. Диск «Карнавал животных», музыка К. Сен – Санса.
Используемая литература и источники:
1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах. – 2-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)
2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)