Анастасия Бузинова
Консультация «Когда нужно обращаться к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда нужно обращаться к логопеду?
Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? На что стоит родителям обратить внимание, чтобы их минимизировать?
Публикация «Консультация „Когда нужно обращаться к логопеду?“» размещена в разделах
Когда нужна помощь логопеда малышам от 2 до 3 лет?
- ребёнок не стремится к общению с близкими и окружающими;
- не произносит отдельные слова;
- в 3 года не строит простые предложения;
- речь малыша носит бессвязный характер;
- ребёнок не договаривает слова, пропускает или переставляет слоги;
- часто моргает и заикается;
- в 3 года неправильно произносит свистящие звуки (С, З, Ц).
Когда нужна помощь логопеда детям от 3 до 5 лет?
- ребёнок пользуется небольшим набором слов, путает слова (юбку называет платьем, а сапог - ботинком);
- пропускает звуки в начале слова (каша-ася);
- не договаривает слова (автобус-тобу);
- затруднятся произносить стечения согласных (стол-тол);
- затрудняется в построении предложений;
- пропускает предлоги: на, в, под;
- заменят согласные (М-Н, Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Г-Д, К-Т);
- неправильно произносит свистящие звуки (С, З, Ц);
- до 4,5 лет не научился произносить шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ);
- до 5 лет не научился произносить сонорные звуки (Л, Р);
- ребёнок заикается;
- речь малыша характеризуется слишком быстрым или, наоборот, медленным темпом;
- ребёнок замкнут, старается избегать речевых контактов с окружающими.
Когда нужна помощь логопеда детям от 5 до 7 лет?
- ребёнок затруднятся в составлении собственного высказывания, испытывает сложности в пересказах, заучивании стихов;
- испытывает трудности в использовании обобщающих понятий (животные, посуда и др.);
- не различает звуки близкие по звучанию (З-С, Ж-Ш, Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, Ч-Щ, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т. д.);
- неправильно произносит звуки речи;
- речь характеризуется наличием аграмматизмов (пять утёнков, окны, лисёнки и т. д.);
- пропускает или переставляет звуки и слоги в словах;
- ребёнок заикается;
- испытывает трудности в обучении чтению и письму;
- ребёнок замкнут, старается избегать речевых контактов с окружающими.
Если ребенок заикается – это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут – и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.
Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму.